За кулисами романа. О названии, эпиграфе и сеттинге

Онлайн чтение книги Лифт идёт вверх! The elevator goes up!
За кулисами романа. О названии, эпиграфе и сеттинге

"Лифт идёт вверх!" Про название. Идея названия, как и эпиграф, пришла из стихотворения Ирины Лисовской (https://vk.com/public118170864?w=wall-118170864_8930).

Я знаю, что для автора это очень глубокая и личная тема, поэтому об истории стихотворения распространяться не стану. Но удивительным образом это стихотворение переносным своим смыслом и трагизмом оказалось созвучно и повести о нашем возможном будущем...


Сеттинг. Кто живёт на Луне


На момент разворачивания событий завершен второй этап колонизации нашего спутника (ура, товарищи!). То есть отдельные лунные базы и космогородки постепенно сливались в агломерации, и одна такая со временем стала мегаполисом, в котором началось уже не воспроизводство, а производство жизни. С нуля. В подземном миллионнике Мун-сити крупные корпорации, осуществляющие освоение Луны, наладили процесс создания "пробирочных" людей. И эти улучшенные люди, а также земляне-экспаты и потомки первых колонистов составляют население соседней планеты во времена, когда происходит действие романа. Можно пофантазировать, насколько отдалённое это будущее.


Какую модель общества создают корпорации? Что это за строй? Я бы его и его идеологию определила как посттехнократический креационизм. То есть сейчас мы какое-то время будем технократическим обществом, в котором образовавшийся в результате цифровой революции новый класс - технократы - будут стараться перекроить и переделать мир под себя. Но это ещё - старый мир и старые ресурсы, лишь обновленные технологиями. Потом может сложиться ситуация, когда или старых ресурсов окажется недостаточно (например, для колонизации планет), или технологии удешевят многие процессы настолько, что ведущей деятельностью для обладателей этих технологий станет креационизм: новые люди, новые виды растений и животных, новые типы носителей искусственного интеллекта, терраформирование, то есть довольно глубокое переустройство планет, и строительство баз в открытом космосе - заманчиво, правда?


Такая идеология вдохновит человечество на единение перед новыми грандиозными целями и на экспансию, а посткапиталистам она выгодна, поскольку отвлекает эксплуатируемую часть общества и воодушевляет её в интересах корпораций, ну, и отчасти таким образом сглаживает внутренние социальные противоречия (забегая вперёд, скажу, что в "Лифте" я попыталась слегка показать, как даже могущественным организациям не удаётся эти противоречия убрать полностью: то уши начинают торчать, то хвост вылезает).


Картинка вырисовывается не благостная, но текст не призывает разрушать описываемое общество, как обычно бывает с

произведениями в стиле киберпанка; поэтому я бы не стала "Лифт" звать антиутопией или киберпанком в чистом виде. В идейном плане это не страшилка, а просто один из вариантов развития событий, со своими плюсами и со своими минусами.


Альтернативой корпорациям служат "братства" - экуменистические полурелигиозные организации, формально противопоставляющие себя бездушным дельцам-промышленникам и атеистичным биоинженерам. Вроде как пекутся о гуманизации Солнечной системы, придают

духовный смысл бездуховным технологиям (и тут вспоминается известная цитата про "опиум для народа"). Идеология "братств" - такое новое, "мягкое" миссионерство или разновидность прогрессорства (у Стругацких, насколько помню, религиозность в эту философию не входила), только это течение - не направленное на инопланетные цивилизации, а сконцентрированное на создании "небесной церкви" в буквальном значении этих слов: в галактических масштабах и исключительно своими силами. Если ты несёшь свет миру, значит, выполняешь высшие заветы, и былое посягательство на святое - уже не посягательство, но осуществление высшего промысла. Важно лишь правильно расставить акценты, да.


Жителей Земли и корпорации, и "братства" рассматривают как генофонд, с помощью которого можно осуществлять заселение других планет, при этом не переселяя самих землян куда-то в больших количествах. Корпорации и "братства" форсируют исследования в области генной инженерии и модификаций, конкурируя друг с другом в сфере человеческих ресурсов. Они "затачивают" гены модификантов таким образом, чтобы физически и психологически эти люди были пригодны для постоянного проживания на Луне, космических станциях или на базах, расположенных на других планетах.

Контроль над рождаемостью сосредоточен в руках корпораций, как у более мощных в экономическом плане игроков. "Братства" обычно

покупают у корпораций генетический материал или получают эмбрионы по квотам.

Так на Луне появляется новая "раса" - унсы. Название указывает на отсутствие врожденного гендера: унсы способны к приобретению и смене пола. Такими существами можно укомплектовать любой космический корабль, любую базу - с меньшими рисками потерять контроль

над людьми и над всей миссией экипажа.

Разумеется, появление новых людей с самого начала вызвало бурные дискуссии и даже протесты, и унсам пришлось отвоёвывать и конституционально прописывать равные с "гендерными" людьми права и возможности. Например, первое поколение унс

на Луне не принимали на службу в силовые ведомства - в полицию и в Космофлот. К моменту, который описывается в романе, эти ограничения уже в прошлом, но у селенитов по-прежнему немало проблем. Они становятся обществом, а это процесс неровный и болезненный. Однако большинство проблем этого нового лунного общества находится глубоко, так же, как глубоко под поверхностью располагается и вся лунная инфраструктура. Чтобы понять, что к чему в этом мире, необходимо увидеть лунную жизнь изнутри...


Читать далее

За кулисами романа. О названии, эпиграфе и сеттинге

Нецензурные выражения и дубли удаляются автоматически. Избегайте повторов, наш робот обожает их сжирать. Правила и причины удаления

закрыть