Несмотря на внешнюю серость и непритязательность фильма «Горская новелла», при подробном и вдумчивом рассмотрении происходящих в нем событий, персонажей, их действий и образов, за шелухой третьесортного любовного романа неожиданно вырисовываются серьезные проблемы, актуальность которых остается неизменной и по сей день.
В первую очередь, конечно, следует сказать о самой очевидной поднимаемой в картине теме – теме столкновения разных культур и менталитетов.
Действительно, данная проблема выделяется уже непосредственно при прочтении официальной аннотации к фильму. Прочитав ее, невольно настраиваешься наблюдать всякие зверские ужасы, подстерегающие бедную невинную Светлану на грозном жестоком Кавказе. Настраиваешься и… не наблюдаешь.
Кавказ встречает девушку дружелюбно и более чем: она поселяется у местной вдовы, где ее поят, кормят и развлекают беседами; ученикам нравится она и ей полюбились ученики; находит подругу в лице своей молодой коллеги Зары. Более того, в лучших традициях женского романа и детских сказок от коварного злодея ее спасает принц на белом коне, в которого она, разумеется, моментально влюбляется.
Негативные же аспекты показываются режиссером крайне слабо и состоят, буквально, в отдельных репликах главного антагониста, Лом-Али, упреках директора школы и в кульминационном моменте фильма – родительском собрании, необходимость которого родителями осознается весьма слабо. Впрочем, и собрание проблемным становится за счет реплик Лом-Али.
Подобный расклад вызывает крайнее недоумение и разочарование в картине, но последние минуты фильма – воспоминания Светланы о проведенном времени – неожиданным образом раскрывают другую проблему, не заметную первому взгляду, но гораздо более глубокую по своему содержанию и влиянию: проблему восприятия.
Именно здесь приходит осознание, что в «Горской новелле» персонажи Светланы, Анзора и Век-Хана являются отнюдь не центральными. На самом деле, фильм сконцентрирован на противопоставлении двух семей, двух глав семьи: Лом-Али и Сато. Они являются представителями одного народа, уроженцами одного аула, носителями одной культуры, но при этом их образы, восприятия и мировоззрения абсолютно противоположны. Грубый Лом-Али против вежливого Сато, жадный Лом-Али против щедрого Сато, подлый Лом-Али против честного Сато, злой Лом-Али против доброго Сато и так до бесконечности. Продолжается эта ветка противопоставления в образах Исы и Вахи, соответственно, воспитанных в двух противоположных атмосферах и интерпретаций.
Поднимается вопрос: а проблема ли в традициях и культурах? Имеют ли они значение, сталкиваясь с силой куда более могущественной – с сущностью (воспитанием) человека? Традиции ли делают человека, или человек – традиции?
Размышления на подобную тему заставляют приглядеться к детям Сато и Лом-Али, Заре и Век-Хану. И при внимательном рассмотрении их образов, выделяется третья основная проблема кинокартины, направленная, однако, более на горского зрителя, чем на обыденного советского: внутриличностный конфликт между желаниями и устремлениями индивида и давлением окружения. В частности, несмотря на взаимную влюбленность, и Зара, и Век-Хан не могут преодолеть социальное между ними, но если социальное (семья и окружение) довлеет над Зарой в требовании отказаться от «недостойного» ухажера – и Заре приходится сдерживаться боле «изнутри», то для Век-Хана – наоборот. Он сдерживает «внешнее», не позволяя своему социальному сбить его с пути по мере сил.
Таким образом, фильм учит видеть дальше собственного носа – а это не главное ли для человека?
Нецензурные выражения и дубли удаляются автоматически. Избегайте повторов, наш робот обожает их сжирать. Правила и причины удаления