Глава 10. Почему рабство и любая центральная власть была невозможной до 18-19 веков.

Онлайн чтение книги Моногамия и мораль - плод политических интриг Monogamy and moral as a political operations creation
Глава 10. Почему рабство и любая центральная власть была невозможной до 18-19 веков.

В моих владениях есть три силы, над которыми я не властен: это воды реки Камо, игральные кости и монахи с горы Хиэй.

Император Ямато незадолго до прихода ко власти самураев.

 

Есть четкая закономерность: возвышались, росли, крепли, становились столицами исключительно те города, что были расположены удобно.На судоходных реках и на морском побережье, где проходили постоянные торговые пути (как Константинополь, Вена, Париж, германские ганзейские города) или на суше, но опять-таки там, где регулярно проходят купцы с товарами, где регулярно устраивают ярмарки и возводят постоянные склады, что влечет приток средств в городскую казну (Новгород, Краков, Смоленск, Багдад, Москва). Рим, расположенный вдали от всех и всяческих торговых путей, с точки зрения основанного на непреложных законах экономики здравого смысла, никогда не мог стать центром «древней» империи. Скорее уж правы те «новые хронологи», что отстаивают гораздо более убедительную гипотезу: столицей империи Рим мог стать только в более поздние, христианские времена, когда превратился в духовный центр, когда тысячи паломников оставляли там груды монет — и на эти именно монеты средневековые ремесленники, не рабы, а свободные мастера, получающие неплохую плату, и возвели все то великолепие, что приписывается «античности»…

Бушков А. А. Мираж великой империи.

 

 

В этой главе осветится тема, которая очень не нравится любым власть имущим в любые времена. И ревнителям «современной» нравственности, насаждавшейся… власть имущими. Причём, не пр6нравится резко.

 

Начнём о рабства, увы, имеющегося кое-где и сейчас, в момент написания этой книги, Все «под одну грёбенку» пишут, что рабы в цепях работали до седьмого пота с античности самой. Рабы были военнопленными, варварами, и так далее. Рабы возвели акведуки и пирамиды, и всё такое.

 

Менталитет людей тех времён не учитывается от слова «совсем». Придётся рассмотреть эту тему поближе.

 

Так называемая античность, если она вообще существовала, была временем, когда государства только-только формировались, люди были по сути варварами, способными делать себе дом хоть из веток и добывать огонь хоть кремневыми камушками. Драться умели тоже все, жили племенами или союзом племён, в которых от каждого зависело выживание племени. Это рождало то, что сейчас называют военной демократией. Да, диктатура кого-то одного в те суровые времена была невозможной, от инициативы каждого зависело выживание всей общности-общины. Это вам не современные банды, где думает и принимает решения кто-то один и любую инициативу воспринимает вызовом, а все остальные овцами ему подчиняются!

 

Так вот, живущие так воспринимают друг друга как равных, и не по доброте душевной или чувству единства со своими. Нет, тут иное и более злободневное: обидишь раз-два кого-то, а он на охоте или в бою тебя не прикроет от вражеского удара. Да что там, в войнах часто солдаты погибали вовсе не от огня неприятеля, а от выстрела своих. Я говорю сейчас не про заградотряды, которые всегда из-за их ненадёжности применяли реже, чем пытаются показать пропагандисты, совсем не о них. Речь о том, что свои стреляли своих, мстя за обиды, что обтекаемо называется в военной терминологии «дружественный огонь». Не дала соседка мне, а дала тебе? В бою тебя положу, война всё спишет! Обозвал жидярой, «макакой» или русаком, аналогично.

 

Это не афишируется, скрывается всеми силами, но это есть и совсем не в единичных случаях. Со всех сторон фронта. И сделать с этим реально никто ничего не может.

 

Вообще, в Китае есть поговорка: «Перед деревенскими воротами останавливается указ императора». Слышали такое? Так вот, это во многих случаях, особенно, в молодых государствах, напропалую практикуется. И сделать с этим реально государство ничего не может даже при нынешней паспортно-лагерной системе и чисто лагерно-тюремному наблюдению за всеми и вся камеры, спутники и через Сеть Зла, она же Интернет. Как ни говори оно всеми методами террора и оболванивания, что оно распоряжается жизнью и смертью всех на территории, обозначенной как принадлежащей ему. По всему миру.

 

Про то, что Китай – молодая страна, и историю ему и не только «накрутили» в политических целях, я докажу чисто психологически, а это вернее многих «артефактов» неизвестного изготовления. Дело в том, что при объединении многих племён в цельное государство всегда творится культурное «сплавление» с жёстким подавлением любого сопротивления этому. Всегда это приводит к репрессиям как основному методу воздействия и гражданской войне, чтобы «вольные варвары» начали признавать новую власть. Но чаще всего это заканчивается тем, что они объединяются против узурпаторов и скидывают их. Поэтому претендентам на власть пришлось действовать методом кнута и пряника: защищать своих подданных от набегов соседей и помогать во многом. Потому что голый террор кончается… см. выше.

 

Более того, при появлении соседей-завоевателей население, терроризируемое властью, мгновенно становится на сторону захватчиков, чтобы поквитаться со своими угнетателями. Так случилось почти во всей доколумбовой Америке, Сибирским ханством и Киргизским каганатом. Терроризируя населения постоянным насилием и душа их налогами, при появление испанцев и русских соответственно они рухнули благодаря повстанцам из местного населения.

 

Города старого времени были просто центрами торговли, постоянными ярмарками, а примитивные строительные технологии не позволяли создавать крепости, в которые вели забитых и закованных рабов. Тем более, военнопленных, которые умели драться в строю и спокойно бы малочисленных надсмотрщиков цепями бы и удавили и проломили головы. Огнестрел-то массово не однозарядный стал применяться лишь в 19-м веке!

 

Поэтому у надсмотрщика с копьём не было шансов против двадцати рабов с цепями. То есть, положение гипотетического надсмотрщика и рабовладельца было намного хуже, чем у обезоруженного охранника зоны, защищённого от зэков хотя бы решёткой. А тут и никакой решётки нет! Это я молчу про то, что работать в кандалах и из-под палки – дело провальное. Захваченные свободолюбивые и воинственные чужаки не питают никакой любви к поработителям и потому саботировать будут на каждом шагу, да и физически работа будет с маленьким выходом. Всех не накажешь, проще нанять своих тогда, или надсмотрщиков должно быть по числу, как рабов, что опять же нерационально.

 

А самое забавное – то, что нет паспортов с фотками, которые появились лишь во второй половине 20-го века и то не везде одновременно, большая часть планеты ещё не заселена, люди ещё могут выживать как варвары-универсалы. Эпоха невинности, как многие говорят. Так что беглый мог вернуться домой с ватагой своих ребят, перерезав или пришибив надсмотрщиков  или прикинуться кем угодно

 

В самом деле, копьё, меч, топор, по сути – палка с острым и тяжёлым на конце. Против крепкого мужика с просто большим или плотным камнем в руках, сделанным из набедренной повязки и камня пращей или просто дубиной вооружённый мечом-копьём-топором надсмотрщик выйдет как на равноценного противника. А, раз раб был военным, то шансы ОДНОГО надсмотрщика против ОДНОГО освободившегося с вышеназванным оружием – пополам. А рабов по числу БОЛЬШЕ! Собственно, чёрное и подзабытое белое рабство на юге США и не только там массово стало возможным – револьвер и винтовка позволили отстреливать беглецов на расстоянии, если что, - только при огнестреле, а потом эти реалии «переместили» в древний мир.

 

Да, почему европейцы и арабы рабами сделали чёрных, заменив ими бывших ранее и куда менее известных публике белых «сервентов» – бывших беспризорников, бродяг, преступников и прочих «сорных людей»? Потому что внешне они отличались от своих поработителей, и прикинуться испанцем или англичанином негр не мог никак. Совсем. А вот белые «сервенты» регулярно убивали своих белых же поработителей, брали их паспорт без фотки и жили их жизнью. Так что от этой практики решили из соображений безопасности – страшно! - отказаться очень скоро.

 

Как и от практики подчинять себе полукочевые и кочевые народы типа индейцев, азиатских и произошедших от них северных народов, которые жили древним образом жизни и живут сейчас. Цыгане, басмачи, пуштуны, уйгуры, чукчи, алеуты, эскимосы, многие народы Африки. Мало кто из власть имущих хочет говорить, что СЕЙЧАС они спокойно переходят в обе стороны государственные границы – через которые по официозу всех стран мышь без разрешения не проскочит! – и ведут СВОЮ политику, воюют между собой. И чихали они на «всесильный» государственный строй всех стран! Потому что для них свобода и верность своему клану, как и возможность перемещаться по миру куда угодно – на первом месте!

 

Они знают в местах, где ходят – это навык у них, что логично, передаётся из поколения в поколение, как и склад ума, - каждую тропу и ямку, пещеру, скрытые проходы. Потому даже «всесильные» государства ПРОСИЛИ и часто до сих пор ПРОСЯТ – сугубо на выгодных для КОЧНЕВНИКОВ условиях - поддержку у этих самых «диких кочевых варваров». Да-да, потому что при попытке подчинить или обидеть «дикарей» ты получишь смертельного кровного врага. Даже «кровавый палач и тиран» Сталин не брал в армию солдатами цыган и ряд других наций, ибо понимал суть кочевников, хоть и утративших в немалой степени этот дух, но даже в этом качестве опасных. Опасных тем, что для них оскорбление чести – смертельно, оскорбил или как-то притеснил одного – оскорбил всех. Потому-то в дела всяких якутов-эскимосов-алеутов-индейцев реально никто не лезет сильно: власть у них своя, потому что они не покорились, а «так и быть» разрешили их охранять и снабжать много чем. Не проигрыш, а выгодная сделка.

 

А попытка ПРИНУДИТЬ что индейцев, что кочевников работать до седьмого пота или просто жить прикреплёнными к месту кончалось полным убийством поселенцев с «живописным» развешиванием их на деревьях или кольях, до последней травинки сожжёными полями и садами, и так далее. То есть, кочевники и полукочевники во все времена - реально самые опасные и неуправляемые подданные, так что «всесильное» государство до сих пор ничего им не может сделать. Чревато ибо.

 

Я говорил, откуда у них это: в неспокойном мире поддержка своих – всё, со всеми следствиями из этого. Родовые связи – святое! Отомстить за обиду для пятиюродного сородича в тысяче километров от этого места – дело почти всей жизни. И попытка просто предложить им прикрепиться к земле, как «осёдлым рабам», - а институт прописки закрепощает, и ни для чего иного принципиально не служит! - для них, как для гордой южной девушки с гор очень далеко от города – изнасилование скопом пьяными солдатами с принудительным скармливанием ей при этом свинины. Смертельное, ничем не смываемое с дурака-агрессора, кроме как его собственной кровью, оскорбление всего рода и вообще общины, нации. С кровной местью. Потому-то всерьёз, обжегшись много раз на таком, реально СЕЙЧАС власти никаких кочевников не трогают! Тем более, что кочевые народы быстро усваивают – быстрое усвоение нового у них норма, каждую тропку около своего каравана запоминать при ином складе характера не выйдет, - новые технологии и оружие. Так что у кочевников АВТОМАТЫ и МАШИНЫ с лекарствами уже давным-давно СВОИ, как быстро индейцы получили СВОИ огнестрелы и лошадей при конкистадорах.

 

Да-да, раньше люди были мобильнее, торговля и война заставляли людей быть во всех уголках «ойкумены», потому древние люди были многоязычны и слёту понимали традиции друг друга, жили крупными едиными общинами, с которыми до 20-го века во многих местах считались и государства! Они все с детства умели многое, универсал эпохи Возрождения – жалкое подобие людей ТОГО времени.

 

Но у этого были «побочки», которые людям нынешнего склада характера, забитого «сетью зла» в виде городской жизни и тотального контроля за всеми, покажутся дикими и странными, мало вероятными. Начну по порядку, как всегда.

 

Институт брака и нынешний институт семьи. Один муж, одна жена, это нормально и естественно, скажете вы, так всегда было! Да? Нет! Ни-че-го по-хо-же-го!

 

Дело в том, что постоянные странствия мужчин, занимавшихся торговлей и войной, оставляли вкупе со «свободной волей» мало места для оседлой жизни. Более того, любая оседлость считалась уделом ничтожеств, неспособных к нормальной работе! Потому-то так любят люди путешествовать и не понимают не любящих это с оттенком презрения: это «родовая память» полукочевников тех времён отзывается. Но дела амурные не ждут, и в каждом городе мужчина должен быть не обделён женским вниманием. Как и женщина - мужским, поскольку в войны не вернуться живым или после очередной эпидемии – как раз плюнуть. Дело-то житейское!

 

Так что была и полигиния – несколько жён, часто не видевших друг друга ни разу, - так и полиандрия, несколько мужей у жены. А кое-где в Тибете и части Индии, у ряда кочевников это при всех попытках «всесильного» государства этому помешать – СЕЙЧАС норма жизни! И никто не жалуется в манере «мы – не проходной двор!» в манере феминисток. В древности так было везде. Более того, тибетские женщины с реальной нынешней полиандрией при описании белыми англичанками моногамного быта презрительно издевались над ними тогда, как и сейчас. После шока от тибетского «сексуального гостеприимства» они над ними ржали табуном лошадей в духе «какая слабачка, какое у вас ущербное племя, что рожают таких сосисок малокровных, тебе пятеро мужчин за ночь – это много?». Мужчины, которые не могли с 2-3 женщинами по несколько раз с каждой за одну ночь, ими за мужчин не считаются вообще, «импотенты, слабаки  худосочные, не мужчина, а название одно!».

 

Помните всех этих крёстных отцов, друзей семьи и прочих знакомых названий? Это – отголосок того самого времени, когда у детей могло быть несколько разных отцов и одна мать, и не ясно, от какого отца какое дитятко. А то, что СЕЙЧАС кочевники рады мужчинам других наций и пускают их к своим женщинам для разбавления крови, в курсе? Сущий и реальный интернационал!

 

А представления, – до сих пор такое есть во многих местах мира и не единично! – что сильные дети рождаются после МНОГИХ мужчин, этому благоприятствуют. Как и то, что вплоть до 18-го века в большей части мира связь секса и беременности не была очевидна! Африканцы уже в 20-м веке и даже индейцы многие смеялись над белыми, говорившими про связь секса и деторождения. Опровергали со смехом это утверждение тем, что «тогда бы рожали только красивые и от красивых, а на деле рожают все от всех!».

 

Отцовство установить было тоже трудно в таком «плавильном котле генов», так что рожали все и от всех, так что жена в каждом городе у старшего офицера в 20-м веке и ранее, гаремы султанов и просто всяких разных богачей, бордели около портов (!) и рынков – отголоски того времени, когда это для всех было НОРМАЛЬНО! Это убивало нескольких зайцев сразу: мужчина имел МНОГО собственности во владении жены, раз, мог с женой или без неё при случае сбежать в безопасный регион, где он не в розыске, два. И имел много родичей в разных странах, а родство тогда было святым!

 

И перед общинами власть королей-императоров-диктаторов часто… отступала! Потому что знала, что может дать огромная клановая община или несколько из них «всесильному и верховному» правительству!

 

Но община мешала властям, как уже ясно, и там, где ресурсов было много, правители собирали армию побольше. А общины стравливали между собой, выступая в этих вызванных ими же схватках «арбитром». И «благородные защитники» в лице властей помогали оставшимся в живых членам разгромленных общин устроиться под крыло самой власти. Естественно, без доли имевшихся прав, но без защиты общины в бой идти было опасно и проигрышно.


Собственно, идея центрального государства могла появиться лишь там, где много общин передрались между собой, а оставалось много ресурсов для прокорма армии, цель которой исходно - исключительно подавить общины. Реально от кочевников регулярная армия защищает плохо и рассчитана на другую такую же регулярную армию. Многочисленны примеры того, как красиво «обнуляли» регулярные армии при на один-порядка меньшем числе кочевники в лице индейцев и жителей степей с лесами и тундрой всех наций что в 16-19-х, что в 20-м век. Как легко тысячи хорошо подготовленных американцев-интервентов и фашистов-немцев, без проблем заманенные в кучугуры и леса местными, гибли там не в силах выбраться, как английская армия не один теряла ВЕСЬ состав с США при битвах с индейцами. Да что там индейцы, англо-бурская война показала, что ставшие снова «вольными» буры проиграли практически стократно превосходящей армии Британской Империи лишь потому, что Британия потеряла ПОЧТИ ВЕСЬ африканский корпус регулярной армии и стянула к бурам армию со всей империи, оголив свои колонии. Чем воспользовалась хитрая США и отняла их у потрёпанных «всего лишь» новыми кочевниками, бурами, англичан!

 

То, что ВСЕ ТРИ великих отечественные войны наравне с Красной Армией помогли в немалой степени выиграть именно «вольные кочевники», не принято вспоминать. Принято, поддерживая пропагандистские полумифы о «всесильной власти», ставить их на третьи роли и при первом же случае вообще стереть из истории. Зря!

 

А вот пример реальной беспомощности государства вне больших и малых городов, где камеры-мигалки-дроны запугивают задавливаемое несколько поколений местное население, которых власти и за людей не считают: граница США и МША длиной 3150 километров. Да-да, официально Мексика называется «Мексиканские Соединённые Штаты», вы не знали? Пошто так? Эта граница является наиболее пересекаемой в мире: легально через неё переходят 350 миллионов человек в год, а также около 5 млн. автомобилей и грузовиков. Со стороны США рядом с границей расположено четыре штата, в Мексике — шесть штатов. Так вот, на границе США и МША непосредственной её охраной занимается по официальным заниженным данным более 20 тысяч американских пограничников и ещё больше регулярной армии, полиции, ФБР, ЦРУ, общий штат далеко за миллион. Но полного контроля над границей на всей её протяжённости не осуществляется. По некоторым оценкам, границу нелегально пересекают около полумиллиона человек ежегодно. На некоторых участках границы был создан металлический барьер (американо-мексиканская стена) высотой порядка 4—5 м. Его общая протяжённость составляет около трети от протяжённости границы.

 

Как говорится, вопросы есть? Самая полицейская и богатая страна текущего мира НЕ МОЖЕТ полностью КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОИ ГРАНИЦЫ! А остальные страны и того хуже! Границы по факту «голые» во ВСЕХ странах во многих местах! Кочевники проходят их, особо не парясь, по сию пору. Ведут свои войны, повторюсь, ездит на современной технике с орудием туда-сюда, и никто ничего им не может сделать!

 

Правда, жизнь реального кочевника – не сахар и не рай-эдем, как можно подумать. Нет-нет, это означает также всю жизнь от и до работать на общину и ради выживания, как проклятому. Вся твоя жизнь - в пути, ибо «земля для слабых», воля общины – всё во всех аспектах жизни, слабые и больные не выживают однозначно. Условия, от которых городской или даже деревенский «крепостной» дал бы дуба, для кочевника так, мелкое неудобство. Со смертью «за руку ходишь» постоянно. Постоянные сражения с себе подобными и природой, не дать этим наглым государствам тебя привязать, как «обломанную» лошадь, к одному месту, так себе удовольствие. Потому кочевников никогда не было много, что бы ни говорили лжецы с их татаро-монгольским игом. Для кочевника вообще где-то ОСЕСТЬ – это, как для мультимиллиардера добровольно выкинуть в мусорник все свои деньги, разорвать все общественные связи и стать обычным пьяницей-бомжом у канализации. Так что никаких золотых орд или государств вообще кочевники НЕ ДЕЛАЮТ!

 

Кстати, с прошлым связан миф, что ВСЕГДА уважали старость. Это не так даже в Японии сейчас. Там уступить место бабушке означает сказать ей: «Ты уже старая стала, кляча, тебе помирать пора». Да-да, раньше человек имел жизнь и статус в обществе лишь до тех пор, пока мог себя защищать, и нынешний гопник-отморозок в сравнении с таким вот закалённым человеком – очкастый «ботан». Институт «древних» аксакалов-старейшин появился только в 18-19 веках, когда технологии увеличили урожай, и прокормить «более не нужных» стариков и калек стало возможно. И стало не нужно, как японцы и эскимосы до 20-го века, отвозить стариков подальше и оставлять их там умирать.

 

Но любимые нами и не только горожане – это пример того, что можно сделать с человеком за много поколений, если у него нет той самой «спины» в лице общины. Все боятся всех, одного солдата с автоматом хватает вести строй из 30 человек или больше. И все связаны вроде мелкими, но в общей силе чудовищными умственными цепями. Все эти «переходить только на красный свет», «только по зебре» вроде как полезны, но имеют и вторую сторону, замалчиваемую изрядно. Все эти мелкие «гирьки» со смыслом «нельзя» по итогу превращают человека в боящегося сделать шаг вправо и влево пассивного раба. И там, где государство сильно, наказывают больше всего именно за «шаг вправо и влево». Малейшее изменение условий – паника, «что делать?», ступор. Солдаты регулярных армий – плоть от плоти горожан, при не типовой ситуации армия срезу теряет боеспособность, ибо приучена с рождения «хорошо маршировать, выполнять приказы». А «армия, которая хорошо марширует, плохо воюет» – ещё Жуков говорил.

 

В этом-то и ЕСТЬ истинная суть ЛЮБОЙ морали, нравственности, сделать человека из «вольного странника» ездящим лишь по рельсам «трамваем»! Зато государство, которое реально НЕ МОЖЕТ подавить восстания ВСЕГО населения сразу или даже какой-то большой его части, получает безотказных и не требующих постоянного присмотра хилых, плохоньких, зато послушных слуг. Раб работает ВСЕГДА хуже свободного и живёт тоже.

 

Собственно, смысл моногамии «один муж, одна жена» именно в закрепощении всего народа. Чтобы не ездил по миру и не имел десяток детей, не имел по всему миру многочисленное недвижимое имущество благодаря владению им жены – да, до 19-го века недвижимость принадлежала ЖЕНЕ, НЕ МУЖ. Чинили дом ЖЕНА И ДЕТИ, не муж, как многие отравленные феминизмом сейчас думают! Муж его, дом, только строил, и всё! И обеспечивал жён-детей деньгами, так что проституция и бордели у портов или «вокзалов» и базаров – отголосок времени, когда муж должен был прийти после очередного кочевья-работы с мешком денег или едой. Ибо муж – кормилец семьи всегда!

 

Стирание национально-клановых границ шло не для единства общества, а, чтобы человек не мог обратиться к многочисленной общине, которая государству может реально предъявить за обиду своего.

 

То есть, городская жизнь и вообще жизнь под контролем любого государственного строя учит одному – выполнять команды, ПОДЧИНЯТЬСЯ без раздумий. Потому без команды горожане и «расклеиваются», а в выглядящей опасной и даже реальной ситуации - трусливо бегут и спасаются неорганизованной – самоорганизация и самодисциплина вне вопросов подчинения «старшим» подавлена в пользу послушания! – панической толпой. А ходящий за руку со смертью реальный (полу)кочевник, не растлённый городом-государством ведёт себя совсем иначе: собирает своих и решает, что делать. И не факт, что самоуправление и решения государства совпадут, такое маловероятно.

 

Собственно, теперь я отвечу на вопрос, почему Индия. Китай. Япония и ряд других стран реально МОЛОДЫ. Процессы подавления местного самоуправления и самосознания в государстве начинаются с начала его основания, так что печать Маньчжурией СВОЕЙ монеты и объявление ей войны российской Империи в 1900-х (!) годах без оглядки на Пекин вряд ли было возможно после ТЫСЯЧ ЛЕТ единовластия императоров Китая. И указ императора бы по сию пору не останавливался перед деревенскими воротами! И не было бы говорящих на АБСОЛЮТНО РАЗНЫХ языках и почти не понимающих соседей отдельных регионов Индии, Пакистана, ряда стран Африки, не понимаемые основным населением Японии конкретных местных диалектов – в фильме «Звонок» 1998-го года этот момент обыгрывается как нечто совсем бытовое!

 

Ответ на вопрос, зачем удревнять историю, очевиден. «Старшинство» открывает права на владение землёй и разным имуществом, которое «открыто» кем-то раньше прочих. Кто первый взял, того и тапки.

 

Так вот загадки истории, странного по нынешним меркам поведения людей прошлого, имеют, как и всё на свете, логичное объяснение. Насколько это лучше или хуже нынешнего уклада, судите сами. Кочевник – «свобода и опасность, всё только в руках твоих и общины», горожане – «конура, много доступа к разным службам и мало риска». Что лучше? Скажите мне сами. И, самое главное, себе.


Читать далее

Вступление, необходимое для понимания настоящего. 10.04.24
Вступление о том, как надо Творить с большой буквы, по-настоящему. 10.04.24
Глава 1. Мертвечина идей ушедших навсегда времён правит миром. 10.04.24
Глава 2. Вулканы породили хлеб, а он - цивилизацию. 10.04.24
Глава 3. Ранний человек вышел на равнины уже вооружённым. 10.04.24
Глава 4. Эректусы - первые врачи и портные мира. 10.04.24
Глава 5. Правда об облаках, нравственности, перенаселении и экологии. 10.04.24
Глава 6. Правда о каннибальском происхождении традиции дарить цветы. 10.04.24
Глава 7. Правда о чётном числе цветов в букете. 10.04.24
Глава 8. Арка льда, или почему постапокаллипсис - миф. 10.04.24
Глава 9. Удлинение истории по велению моды и отрицание геноцида неандертальцев с мегафауной как фашизм. 10.04.24
Глава 10. Почему рабство и любая центральная власть была невозможной до 18-19 веков. 08.06.24
Эпилог. 08.06.24
Глава 10. Почему рабство и любая центральная власть была невозможной до 18-19 веков.

Нецензурные выражения и дубли удаляются автоматически. Избегайте повторов, наш робот обожает их сжирать. Правила и причины удаления

закрыть