Мудрецы наставляют, ученые пишут трактаты, хотя иногда детская песенка говорит больше, чем вся мудрость мира вместе взятая. Наверное потому, что устами младенца.
Потому что, потому что
Всех нужнее и дороже,
Всех доверчивей и строже
В этом мире доброта…*
Сегодня особой доброты не получилось. Просто взгляд со стороны.
Утром в газете — вечером в куплете! Таков был девиз многих эстрадных артистов начала прошлого века. А еще плакаты и газетные рубрики «На злобу дня!». Но если петь на злобу, то доброты не получится. Возможно, в этом тексте тоже не слишком много терпимости, но что высказано — то высказано.
Время от времени вспыхивают дискуссии (разной степени авторитетности) по поводу творческих экспериментов Димаша. Что петь, где петь, как петь и как сочетать. Недавно неожиданно для себя услышала мнение: надо шлифовать английский, чтобы петь, как американцы. Только так есть шанс дотянуться до заветного граммофончика. Так и никак иначе.
И еще один тезис из того же источника: госпел — музыка для развлечения.
Мало кто из нас глубоко погружается в историю американской и афроамериканской музыки. Все это это уровень музыковедов, музыкознавцев, музыколюбов. Но уж очень стало обидно за госпел. За огромный пласт культуры. И не только музыкальной.
Что такое спиричуэлс и госпел? Почему нью-орлеанцы играют джаз на похоронах? Что это вообще за явление: духовная музыка без постных лиц и рыданий? Наверное, надо прочесть хотя бы «Хижину дяди Тома» или узнать о приключениях Гекльберри Финна, чтобы проникнуться духом этих мелодий. Понять их первозданность. Тут не обойтись сухими терминами. Нужны эмоции. Сопереживание.
Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння. Зачастую профи не видят за деревьями леса, а за структурой — смысла песни. Ее настроения. Посыла. Крика души.
Есть ли смысл в фонетическом идеале, точнее, в идеальном звукоподражании? Ведь не «Грэмми» красит человека. Почему-то больше верится герою культового фильма.
Мюнхгаузен: «Это не мои приключения, это не моя жизнь. Она приглажена, причесана, напудрена и кастрирована!
Якобина: «Обыкновенная редакторская правка».
Цель не оправдывает средства. Нигде и никогда. Учеба ради оценок — не то же самое, что учеба ради знаний. Глубокие знания приносят хорошие оценки автоматически. При этом нет нужды тратить время на суету и запрягать телегу впереди лошади.
Какой смысл в золотом граммофончике, если для этого надо отказаться от себя и подлаживаться, подстраиваться, подделываться? По-моему, опыт участия в американском конкурсе наглядно продемонстрировал позицию Артиста: плюшки плюшками, но собственные убеждения превыше всех бонусов и наград вместе взятых.
И это не случайность. Это убеждения, выросшие под влиянием наставников. Таких, как Марат Айтимов.
Чтобы понять устремления ученика, достаточно увидеть устремления его учителя. Марат-ага не ищет славы. Ему нет нужды сражаться за место под солнцем. Самодостаточный человек счастлив в труде. День за днем, из года в год он раскрывает таланты. Помогает им осознать себя, свое место в культуре, в искусстве. И в искусстве жить достойно.
Говорила раньше и повторюсь еще раз: если премия в упор не замечает уникальность артиста, то это проблема премии, а не Мастера Сцены.
Настоящее искусство не хлопочет лицом, не суетится, не раболепствует. Оно работает над собой, совершенствуется, трудится, не покладая рук. Чтобы однажды прийти и пленить любовью. Взять в тот самый сладкий плен, который делает людей мудрыми, сострадательными, счастливыми.
Совершенствование языка — это хорошо, но не может стать самоцелью. Альфой и омегой творчества. И если обстоятельства отменили зарубежную стажировку, то может, в этом есть сермяжная правда. Судьба всегда вносит свои коррективы.
Шлифовать форму, чтобы стать своим в доску. Мимикрировать. Сравняться с остальными. И что дальше? Любая музыка, любой жанр формируется по крупицам. Уходит корнями в историю и культуру народа. Плоть от плоти, кровь от крови. И нет смысла заискивать. Перекати-поле ни у кого уважения не вызывает: от своих отбился, а к другим не прибился, остался чужаком. И совсем другое дело, когда творческая личность приходит с собственным взглядом на музыку. Уважает традиции хозяев, но не забывает про свои истоки. Такая позиция всегда притягательна.
Сколько их уже было, этих советов по продвижению Мастера в мире шоу бизнеса. То к американским продюсерам надо на поклон идти. То не с той китайской командой сотрудничает. То неправильно в российский шоу-бизнес пробивается. А он не пробивается. Он просто приходит и делает по-своему. Так, как считает нужным и правильным. Идет своим путем: неведомым, невиданным, непредсказуемым. Нужно быть самодостаточным, чтобы преодолеть инерцию системы.
Одно дело — следовать мейнстриму. Пытаться удержаться в тренде. И совсем другое — идти нетривиальным путем. Именно такие личности и задают тон, создают тенденции, становятся законодателями моды. И нам очень повезло, что мы начинаем входить в эпоху моды на красоту, доброту, человечность.
Первый этап — понять принцип действия системы.
Второй — накопить внутреннюю мощь, стать неоспоримым профессионалом. Любой художник проходит через подражательство кумирам. Учится на лучших образцах творчества, чтобы пойти дальше, найти свою интонацию. Сказать слово в искусстве.
Третий — выйти на публику и перевернуть все с ног на голову. Создать новую систему ценностей, переформатировать правила, дать людям уникальную формулу счастья.
Динмухаммед, Димаш, Димашик — так, то уважительно, то ласково и нежно называют нашего человека миллионы. А еще совсем по-свойски — Ди. Чем-то похоже на «ДИез» или знак хэштега # в нотном варианте.
24 апреля 2020 г.
*М/ф «Приключения поросенка Фунтика». Слова В. Шульжика, музыка В. Львовского
Нецензурные выражения и дубли удаляются автоматически. Избегайте повторов, наш робот обожает их сжирать. Правила и причины удаления