Что происходит на сцене?
— А просто Димаш.
— Просто Димаш, полагаете вы?
— Полагаю.
Новые ритмы в волшебную песню слагает,
Словно в подсвеченный солнцем старинный витраж.
(не Левитанский)
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
(К. И. Чуковский)
Вопрос вопросов: что объединяет каверы, премьеры и авторские композиции «от Димаша»:
— Необычность диапазона и филигранность техники? Безусловно!
— Искренность без противоречия артистизму? Идеальное сочетание.
— Шквал эмоций? Само собой.
Но есть еще одно неброское качество. Мало замеченное коллегами и поклонниками. То есть, мы ощущаем глобальность явления, но никак не можем осознать его природу.
Конечно, семья и традиции. А еще система образования и когорта первоклассных педагогов. Поддержка культуры на государственном уровне. Все это так. И все же, не совсем так. Точнее, не только это.
Творчество нашего человека невольно сравниваешь с чудо-деревом. Тем самым, которое изначально питается сутью земли родной. Ее исконным многообразием отношения к жизни. Продолжается стволом ежедневного и ежечасного служения музыке. А завершается кроной духовных истин.
В начале был сеянец. Будущего основателя движения dears растили в любви и заботе, но без тепличных заморочек. Так получился подвой. Основательный. Жизнеутверждающий. Стойкий к метелям и ветрам перемен, неизбежным накладкам и нестыковкам, надежно защищенный от бацилл тщеславия.
Постепенно, по мере роста и становления на чудо-саженце стали прорастать побеги других культур. Формироваться и крепнуть ветви разных жанров. Опушаться листвой множества форм, времен, традиций. Культурное наследие народов мира начало объединяться в новое пространство. Что-то вроде роскошной кроны, дающей приют птицам и живительную тень уставшим путникам. При этом никакого сумбура — каждая традиция сохраняет свою целостность. Не смешивается, а сотрудничает. Взаимодействует. Открывает новые горизонты.
Казалось бы, ниспровергатель штампов, разрушитель стереотипов должен постоянно оказываться на острие конфликта. Но мощная, объединяющая, при этом добрая до нежности сила устраняет малейший повод для столкновения интересов. Таков мир Димаша. Мир, в котором рады каждому гостю. Будь то давний друг или случайно забредший прохожий.
Сила добра всегда созидательна. Потому миллионы людей откликаются на этот призыв. Находят удивительные возможности для собственного творчества, мудрых дел, обыкновенного чуда отзывчивости.
В этом пространстве каждый открывает что-то важное для себя. Люди разных темпераментов, контрастных пристрастий, несхожих традиций обретают точку опоры. И никакой культурный код тому не помеха. Потому как наш непредсказуемый легко преодолевает преграды. Бережно распутывает, изучает, погружается и… выныривает. Но уже с жемчужиной мудрости в сердце. Его добыча становится всеобщим достоянием. Новым отблеском изначальной красоты.
Удивительно, но факт: преображения происходят словно сами собой. Естественно. Так деликатно, чутко, тактично, что вызывают восторг даже у случайного зрителя. Более того, все присутствующие получают возможность взглянуть на привычные вещи с необычного ракурса. Словно из поднебесья. Одно дело — смотреть на мир из окна (даже если это окно высотки), и совсем другое — с высоты птичьего полета.
Артист проложил тропу к сердцам людей, далеких от особенностей тюркского мира. Незнакомых с мелодикой языка, традициями, жизненным укладом. Но еще более удивительно то, как он рассказывает казахам о казахах. Повествует так, что заслушаешься. Проникнешься. А потом задумаешься. Придержишь горячего аргамака, чтобы заново открыть для себя красоту, щедрость, родниковую мудрость родного края.
При всей современности, классическом образовании, успехах на ниве поп-музыки Димаш остается акыном. Ибо суть его творчества — эпичность. Всеохватность. Такой подход трудно назвать методом. Это мировоззрение. Мироощущение, ставшее надежным подвоем для прививки разных форм музыки. Классика, этника, поп, джаз, электронное звучание — прекрасные инструменты в руках мудреца.
Сказители прошлых времен постоянно находились в пути. Ночевали под звездами, переправлялись через бурные реки, кочевали от стойбища к стойбищу. От одного селения к другому. Из песни жаворонка в белесом от зноя небе, из полынного аромата степи, из бескрайности просторов они добывали мудрость. Подобно пчеле, собирающей пыльцу, акыны несли людям красоту. Через музыку открывали мир с другой, не только бытовой стороны. Помогали ощутить неразрывную связь с Автором этого мира. С миром духовности.
Мы часто неоправданно говорим «духовность». Путаем ее с душевностью, благостью, ритуальностью и даже сантиментами. Но под кроной древа культуры слово «духовность» вполне оправданно. Здесь нет места имитации, себялюбию, снобизму. Искренность освещает путь от корней любви к родине до вершин понимания мира. И своего места в этом мире.
Наверное, неслучайно возникает тезис о плоской Земле. Человечество суетливо вращается в двухмерном пространстве повседневности, пока не осознает важности и величия Мирового древа культуры. Удивительного и незримого. Того самого, которое можно назвать нематериальным наследием мира. Подарком Вселенной.
Иггдраси́ль*, Ашваттха*, Байтерек*, прочие архетипы — трудно сосчитать отражения Мирового древа. Это и китайская, и славянская, и древнейшая шумеро-аккадская культуры. Не считая скандинавской, персидской, древнеегипетской и, конечно же, тюркской.
Сегодня древо мировой культуры продолжает расти, цвести, плодоносить благодаря таким подвижникам как Димаш. И однажды, в некий прекрасный день, люди очнутся. Прозреют. Достигнут кроны, чтобы оглядеть вселенную с высоты духовной мудрости.
10 июня 2020 г.
*Иггдраси́ль (также Игдразил, швед. Yggdrasills, Yggdrasil) — ми-
ровое дерево в германо-скандинавской мифологии.
*Ашваттха (санскр.) — образ мирового дерева в Индии.
*Байтерек — Мировое древо в мировоззрении древних тюрков,
корни которого находятся в подземном мире, само дерево, его
ствол — земном, а крона — в небесном.
Нецензурные выражения и дубли удаляются автоматически. Избегайте повторов, наш робот обожает их сжирать. Правила и причины удаления