Исследователи творчества Джоан Роулинг и просто поклонники продолжают гадать, в чем секрет успеха саги про Гарри Поттера. Критик Джо Бантин уверен, что секрет успеха заключается в правильно выбранных героях. Дело в том, что в саге представлены три вида «героических архетипов».
«Путешествие Джоан Роулинг и Гарри Поттера началось, очевидно, в тот момент, когда полностью сформированный образ Гарри появился в поезде, направляющемся в Лондон. Джоан сразу поняла, что нашла блестящую идею для книги. Однако ей понадобилось пять лет, чтобы придумать и написать всю историю. Это говорит о том, что, хотя герой — это центральное звено книги, одного только героя недостаточно».
Собственно, одним героем Джоан Роулинг не ограничилась, можно выделить 3 архетипа, которые она использует в саге:
ГАРРИ ПОТТЕР, КЛАССИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
Гарри собрал в себе лучшие качества современного человека: смелость, ум, спортивность и преданность. Это стандартный Классический герой, лучший из лучших, избранный. Тот парень, в успех которого верят все.
Проблема заключается в том, что этот герой настолько хорош, что никого не удивит его конечная победа. Чтобы сохранить интригу, Роулинг ставит на его пути кучу испытаний: гибель Сириуса, разочарование в дружбе с Дамблдором, смерть Дамблдора. Так как Гарри слишком умен, Роулинг приходится как следует поработать, чтобы заставить нас усомниться: а преуспеет ли он в конечном итоге. В противном случае, история становится предсказуемой.
Писатели с большой буквы всегда продумывают изменения, которые претерпевает герой. Протагонист должен меняться и расти над собой. Иначе мы потеряем интерес к нему. Но в случае с Классическим героем показать изменения сложно. Этот герой так хорош, разве может он стать еще более прекрасным? Вот почему писатели часто делают таких героев сиротами (Супермен, Бэтмен, Гарри Поттер и другие). Это заставляет героев наказывать то зло, которое причинило им столько боли. И когда они помогают другим, они помогают себе исцелиться.
НЕВИЛЛ ДОЛГОПУПС, ГЕРОЙ-ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Герои-обычные люди не так сложны, как Классические герои. Они не обладают выдающимися качествами. Они не особенно умны, атлетичны или храбры. Они настолько же обычные, как и мы с вами. Они просто оказались не в том месте не в то время.
Конечно, именно это делает Героев-обычных людей такими привлекательными. Они становятся нашими представителями в стране героических свершений. Они совершают поступки, о которых мы втайне мечтали и думали, способны ли мы совершить такое в исключительных обстоятельствах. Они — это мы, а кто из нас не хотел бы посмотреть со стороны на себя в роли героя? Вот почему в кинотеатре зрители громче кричали на том моменте, когда Невилл отрубил голову у этой жуткой змеюки, нежели на том моменте, когда Гарри наконец убил Волдеморта. На самом деле, зрители восхищались собой.
СЕВЕРУС СНЕГГ, АНТИ-ГЕРОЙ
Как ни странно, самая важная история во всей саге о Гарри Поттере — это не история самого Гарри, и не история Невилла. Это история Снегга.
Самый важный вопрос для Гарри Поттера, исходящий из сердца, — это «Может ли любовь победить?». И на этот вопрос отвечает Снегг, второй по жестокости герой после Волдеморта, который каким-то образом умудряется превратить ненависть в любовь.
Снегг, как и все Анти-герои, воплощает все то, что сообщество порицает: жестокость, трусливость, эгоизм и лживость. Он представляет собой антипод героя, он злодей, и все же каким-то образом он становится «злодеем на стороне героя». Именно поэтому анти-герои почти всегда — наши любимые герои. Хан Соло, персонаж Райана Гослинга в «Эта-дурацкая-любовь», Гекльберри Финн и Холден Колфилд — это все примеры Анти-героев. Мы любим их за то, что они проходят через самый широкий спектр изменений, у них больше всего пространства для роста, а также за то, что поддерживать плохого парня — это так интересно!
Стать взята с сайта "Книга как проект: Писательская лаборатория Дарьи Корж"
Автор: Дарья Корж
Дата написания: 29.03.18