О пассивности главного героя

Сегодня речь пойдет о пассивном главном герое. То есть о таком герое, за которого все решают другие персонажи или сами обстоятельства истории. Почему такое имеет место быть в литературных произведениях, чем это чревато и как бороться с подобными неприятностями, мы и попытаемся разобраться в данной статье.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ?

Вообще, распознать пассивного главного героя не всегда просто и легко. Очень часто автору удается умело маскировать его за чередой сюжетных поворотов и столкновений, острых конфликтов и всего того, что отвлекает на себя внимание читателя. И если писатель действительно знает свое дело, то у неискушенной публики может даже и не возникнуть подозрений на то, что герой всю дорогу шел на поводу то у одних, то у других персонажей, и сам ни на что не влиял в этой истории. Но опытный глаз критика всегда заметит подобный промах – будьте уверены.

Итак, в чем все-таки заключается та самая пассивность, которая портит нам всю малину? А заключается она, в основном, в том, что герой не имеет влияния на происходящие вокруг него события, он не формирует историю. Конечно, он может иметь какие-то цели и интересы, но если события развиваются сами по себе, независимо о его воли, то герой становится пассивным. Главное, что отличает активного героя от пассивного – это поступки. Если персонаж берет решение на себя и действует – он активен, если его действия – лишь реакция на происходящие вокруг события, то наоборот.

Чтобы нам было проще, определим некоторые характерные признаки, по которым в произведении можно распознать скромного и застенчивого пассивного героя:

  1. Отсутствие целей. Герой либо совершенно не знает, чего он хочет, либо понимает это весьма смутно. Этот момент я считаю самым основным. Если у героя нет мотивации, если перед ним не обозначена конкретная и ясная цель, то само повествование приобретает совершенно иной ракурс. Кстати, наличие четкой и понятной цели у героя может очень легко оправдать общую прямолинейность сюжета: именно с этим феноменом связана популярность боевиков и прочих экшенов, где нет хитроумного и закрученного сюжета, но крутой дядька, спасающий из плена дочь, легко удерживает внимание аудитории. Дело в том, что имеющий цель и активно действующий персонаж как бы сам создает сюжет, а это для сопереживающего ему читателя в разы интереснее, чем ждать очередной рояль в кустах, заготовленный автором.
  2. Второй важный момент, тесно связанный с целью, это поиски путей ее достижения. То, какой путь проходит персонаж к своей цели, тоже очень важный момент. Если судьба и воля автора во всем благоволит ему, если враги побеждаются не потом и кровью, а чудом и волею автора, то такому персонажу сопереживать вряд ли захочется. Еще нередко случается так, что на пути к цели герой вынужден решать какие-то загадки или разрешать проблемы. Так вот от того, каким образом он с этим справляется, тоже зависит немало. Если ответы и решения предоставляются ему каким-то иным персонажем, даются просто и легко – это еще один характерный штрих в портрете пассивного героя.
  3. Вполне может случиться и так, что бомба пассивности окажется заложена в характер персонажа еще до начала самого повествования. Это говорит о том, что особое внимание стоит уделять темпераменту своего героя. Если он по своему складу активный и деятельный – проблем возникнуть не должно, но если он изначально задумывался автором как апатичный мыслитель, склонный наблюдать и анализировать, то по ходу сюжета могут возникнуть проблемы. Так что, выбирая в герои спокойного и уравновешенного юношу, автор заранее должен продумать, каким образом он будет мотивировать своего подопечного на активные действия. В противном же случае получится все тот же пассивный герой.
  4. Особое внимание также следует уделить речевой составляющей персонажа. Если он на постоянной основе заваливает собеседников вопросами, если ни в чем не разбирается и не имеет своего персонального мнения по большинству вопросов – это дурной знак. Ведь для того, чтобы активно действовать, герой должен, разумеется, знать, что делать. Поэтому для образа активного и деятельного персонажа будет лучше, если окружающие будут что-то постоянно спрашивать у него. Это достаточно тонкий момент, но его также нельзя упускать из виду. Все же не будем забывать, что активного героя характеризуют в первую очередь поступки, а не разговоры.

Наличие у вашего героя одного или сразу нескольких подобных признаков способно серьезно подпортить все впечатление от книги. Такому герою вряд ли захочется сопереживать да и удерживать внимание аудитории для автора станет задачей не из простых. Так что главный совет заключается в следующем: автору следует заранее продумывать цели и мотивацию главного действующего лица. При написании плана произведения автор должен строить сюжет таким образом, чтобы герой принимал активное участие в формировании событий, а не был простой щепкой в потоке передряг и невзгод. Наверное, главный вопрос, который следует задавать себе в эти минуты – «А что герой намерен предпринять дальше?». Именно таким образом мы максимально зарядим персонаж активностью и выстроим сюжет именно в интересах его борьбы за его цели. А большего может попросту и не понадобиться.

Статья взята с сайта "Литературная Мастерская"

Автор: Admin200

Дата написания: 19.12.18


Другие публикации

О пассивности главного героя



Оцените новость

Автор: Брокка
Аватар Брокка
Вернуться к новостям
Написать статью/новость
Меню