Сегодня речь пойдет о весьма громком и всемирно известном направлении современной литературы – магическом реализме. Полагаю, каждый из вас слышал о нем и, вероятно, читал произведения, так или иначе записываемые в разрядмагического реализма. Однако, как выясняется, сам этот термин достаточно расплывчат, и зачастую под магическим реализмом подразумевают совершенно не то, что было принято относить к нему изначально. Поэтому в рамках сегодняшней статьи я предлагаю разобраться, что же такое магический реализм, каковы его основные черты и какие произведения действительно относятся к этому относительно молодому направлению литературы.
ЗАРОЖДЕНИЕ ЖАНРА
Итак, сам термин «магический реализм» был впервые использован в 1925 году немецким искусствоведом Францем Ро в отношении работ молодых художников-авангардистов. Далее он всплывает в лексиконе европейской критики 30-х годов, а затем неожиданно пропадает. И уже официальной датой своего рождения именно как литературного понятия термин может считать 1948 год, когда венесуэльский критик А. Услар-Пьетри применил его для обозначения самобытных работ некоторых латиноамериканских авторов. Соответственно магический реализм первоначально и обозначал исключительно направление в латиноамериканской литературе ХХ века. Считается, что родоначальниками направления стали Алехо Карпентьер с его повестью «Царство земное» и Мигель Анхель Астуриас с романом «Люди маиса» (оба произведения датируются 1949 годом). Вслед за ними в период 50-70 годов ХХ века в мировой литературе появляется целый ряд латиноамериканских авторов, работающих именно в ключе магического реализма: Карлос Фуэнтес, Аугусто Роа Бастос, Хулио Кортасар, Габриэль Гарсиа Маркес, Марио Варгас Льоса, Хорхе Луис Борхес. Именно эти авторы и считаются «классическими» представителя жанра магического реализма.
СУТЬ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОГО МАГИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА
В чем же состояла та самая самобытность магического реализма, предложенного читателю латиноамериканскими писателями середины ХХ века? Почему произведения латиноамериканских авторов 50-70 годов критики выделили в отдельный жанр? Безусловно, причиной тому стали определенные отличительные черты, сделавшие эти произведения не похожими на любую другую прозу того времени.
Итак, изначально героями произведений в жанре магический реализм являлись, как правило, индейцы или негры – то есть непосредственные носители яркой латиноамериканской самобытности, коренным образом отличающейся от европейского мировосприятия. Именно в выведении их неповторимых взглядов на мир и состоит главная особенность литературы данного направления. Суть этих взглядов лежит в плоскости дорационального сознания его носителей, в которых различные магические и фантастические проявления являются чем-то вполне обыденным. Говоря грубо, встреча европейца с каким-либо домашним духом была бы для человека западной культуры чем-то из ряда вон выходящим и рассматривалась бы им как нечто экстраординарное и фантастическое, вызывала бы несказанное удивление. А вот для индейца или любого иного носителя дорационального сознания встреча с домашним духом будет вполне обычным событием и не вызовет у него какого-либо удивления, ведь для мировоззрения индейца духи – точно такая же часть окружающего мира.
Следует отметить, что в произведениях магического реализма в героях, как правило, ощутимо приглушено личностное начало. Персонажи выступают в первую очередь как носители коллективного мифологического сознания, зачастую в образ одного героя автор умудряется поместить совокупный портрет целого рода или даже целой нации. И подобные фокусы нисколько не удивляют других героев, ведь в рамках их мифологического мировоззрения подобные вещи вполне нормальны.
Таким образом, магический реализм подразумевает под собой придание волшебным и фантастическим проявлениям статуса реальных и обыденных вещей. Именно в этом сплаве реального и фантастического и проявляется, по мнению латиноамериканских авторов, наиболее адекватный способ художественного отображения южноамериканской культуры. Магический реализм здесь прочно стоит на народных верованиях, и от привычной нам фантастики отличается главным образом обыденностью того, что кажется читателю фантастическим.
Одним из самых нашумевших образчиков этого жанра является роман «Сто лет одиночества» колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса. Более подробно этот роман обсуждался в недавней статье Г.Г. Маркес «Сто лет одиночества».
ЕВРОПЕЙСКИЙ МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
Конечно, бум магического реализма 60-70 годов ХХ века не мог пройти незамеченным. И с легкой руки критиков к направлению магического реализма стали приписывать всех возможных авторов, в произведениях которых фантастические элементы гармонично вплетены в повседневную жизнь. Попали под эту гребенку даже некоторые наши классики: Н.В. Гоголь с его украинскими языческими мотивами и М.А. Булгаков с романом «Мастер и Маргарита». Однако понятно, что отнесение их произведений к направлению магического реализма достаточно условно. Все-таки основоположники жанра – латиноамериканские писатели – вкладывали в свои работы несколько иной смысл, старались показать другие явления, нежели чем Булгаков, Гоголь и другие авторы, работавшие на стыке фантастики и реализма.
Статья взята с сайта "Литературная Мастерская "
Автор: Admin200
Дата написания: 03.12.17