Кризис и кульминация в худ. произведении

Роль кризиса

в художественном произведении 
Художественная литература — это всегда история конфликта, а кризис — это его пик. Герой загнан в угол, все его представления о мире и о себе разрушены, и ему предстоит сделать некий тяжелый судьбоносный выбор.

Момент истины 

 Герой оказывается в кризисной ситуации, потому что «хотел как лучше, а получилось как всегда». На протяжении романа он гонялся за Х, будучи уверенным, что это решит все его проблемы, но в момент кризиса осознает, что ему нужно идти другой дорогой и искать Y — именно там лежит то, что ему нужно.

Осознание приходит именно в момент кризиса, потому что все остальные пути к спасению отрезаны.

Как правило, Х — это некая внешняя причина; что-то, что находится вне контроля главного героя. А Y — это некий внутренний ресурс.

Пример кризисной ситуации в романе

Юноша может бросать все силы на то, чтобы победить в гонке, в момент кризиса с позором проигрывает и получает травму, которая ставит крест на его спортивной карьере. Ему больше не к чему стремиться, его жизнь разрушена, он готов наложить на себя руки.

Желание победить в гонке — это Х.

Но тут наш герой начинает копаться в себе: а зачем ему нужна эта победа? Ну, победил бы он и…? Тогда бы его полюбила прекрасная Эмеральда. А без медали она его не полюбит? Зачем ему такая невеста, которая ценит его только во время триумфа?

Осознание того, что Эсмеральда — очень сомнительный приз, и все это время герой гонялся не за медалью, а за чувством собственной значимости — это Y.

Ужас перед ситуацией сменяется чувством просветленности: герой понимает себя, понимает свои истинные потребности и ищет реальный, а не надуманный выход из ситуации.

Кульминация в романе

Кульминация в художественном произведении строится на том, что герой больше не мечется, как мышь в ведре, а начинает четко действовать — с полным осознанием куда и зачем он идет. В результате пережитого кризиса, он принимает ответственность на себя, использует для разрешения конфликта внутренние ресурсы, и это доставляет и ему, и читателям большое удовлетворение.

Примеры удачной кульминации можно найти в любом популярном фильме или книге, когда герой придумывает необычный способ победить злодея или добиться желаемого результата.

Что нужно знать

- Герой должен сталкиваться с достаточно серьезными проблемами. Примеряя их на себя, читатели должны ужасаться.

- Мотивации всех персонажей должны быть предельно ясными: главй герой поступает так, потому что ***, а злодей действует в силу того, что ***.

- Герою следует вести себя так, чтобы читатель невольно восхищался им. Это очень важный момент, т.к. читатели отождествляют себя с ним и лично, «на своей шкуре» переживают все то, что вы пишете.

Никогда не ставьте героя в глупую ситуацию в кульминационный момент. Всем, наверное, знакомо чувство неловкости, когда персонаж книги или фильма ведет себя так, что хочется закрыть глаза — лишь бы не быть свидетелем позора. Стыд за увиденное или прочитанное — это не та эмоция, которую стоит вызывать в людях.


Статья взята с сайта "Справочник Писателя"

Автор: Эльвира Барякина 

Дата написания: 14.11.17


Пока ничего нет, Обсудить

Другие публикации

Кризис и кульминация в худ. произведении



Оцените новость

Автор: Брокка
Аватар Брокка
Вернуться к новостям
Написать статью/новость
Меню