Доводилось ли вам когда-нибудь задумываться над тем, что делает какое-либо произведение фантастикой? Почему, открывая книгу Рэя Брэдбери или Роджера Желязны, мы понимаем – фантастика? Чем их книги принципиально отличаются от романов Достоевского и Толстого? Если отбросить в сторону все лишнее, то мы достаточно быстро придем к выводу, что фантастика отличается от реализма в первую очередь наличиемфантастического допущения. Именно о нем мы сегодня и поговорим.
ЧТО ТАКОЕ ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ДОПУЩЕНИЕ?
Вообще, об этом основополагающем элементе фантастической литературы высказывались многие мастера писательского цеха, в частности Г.Л. Олди и братья Стругацкие. Они придерживались мнения, что «фантастика – это литература плюс фантастическое допущение». Исходя из их рассуждений о природе фантастического, можно сформулировать следующее определение:
Фантастическое допущение - это литературный прием, заключающийся во введении в историю элемента, который не встречается или принципиально невозможен в реальности.
Иными словами, для того, чтобы написать фантастическое произведение, достаточно в какую-то житейскую историю добавить инопланетян, оборотней или эльфов. Грубо, конечно, но в целом, так оно и есть.
Однако важно понимать, что от качества идеи самого допущения будет в немалой степени зависеть и качество вашей истории. Если автор сумел придумать нечто оригинальное и удачно обыграл допущение в сюжете – история, скорее всего, будет иметь успех у читателя; если же взял нечто избитое (тех же вампиров и эльфов) и выстроил стандартный сюжет – ждать милости не приходится. Но здесь опять же очень многое зависит от самого автора; естественно, маститые писатели могут себе позволить взять нечто банальное и сделать из этого конфетку. Правда, в большинстве случаев они так не поступают, предпочитая все равно придумывать нечто оригинальное… И вы, наверное, уже догадываетесь, почему? Ведь степень требовательности публики к изначально вторичным произведениям значительно выше, чем к тем, что открывают нечто новое. Только потому, что ради этогонового читатель готов прощать автору многие сюжетные огрехи.
Также стоит упомянуть о том, что фантастическое допущение должно быть каким-то образом оправдано. Нельзя допускать допущений ради самих допущений. Это именно средство, при помощи которого достигается определенная, понятная автору цель. Скажем, зачем в научной фантастике присутствуют космические корабли?
Во-первых, для того, чтобы стали возможны путешествия в далекий космос, к неизведанным планетам и мирам. Во-вторых, они – следствие технического прогресса, демонстрирующее, насколько далеко наука в описываемый период ушла от науки нынешней. И в-третьих, космические корабли здорово создают соответствующий антураж предполагаемого будущего. В этом плане вопросов к космическим кораблям нет. Другое дело есть ли вообще смысл помещать действие самой истории в будущее?.. Если история, помещенная в будущее (или в любой иной фантастический мир) будет отличаться только антуражем, то почему бы просто не описать ее в реальных обстоятельствах, не накручивая лишних допущений? Над этим автор тоже должен хорошенько подумать.
ВИДЫ ФАНТАСТИЧЕСКИХ ДОПУЩЕНИЙ
Дуэт украинских фантастов Г.Л. Олди приводит достаточно условное жанровое разделение фантастических допущений. Достаточно сложно назвать его всеобъемлющим, но определенное представление о природе фантастических допущений оно дает.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФАНТАСТИЧЕСКИХ ДОПУЩЕНИЙ
В заключение статьи попытаюсь резюмировать всю вышеизложенную информацию в небольшой перечень советов, на которые лично я опираюсь при работе с произведениями, где присутствует некие элементы вымысла. Итак:
На этом, пожалуй, остановимся. Надеюсь, вы разобрались, что же это за зверь такой –фантастическое допущение; поняли основные тонкости в его использовании и теперь смело сможете применить полученные знания на практике!
Статья взята с сайта "Литературная Мастерская "
Автор: Admin200
Дата написания: 29.11.17