10 уроков писательства Астрид Линдгрен

Для детских, и не только, писателей Астрид Линдгрен — культовая фигура. Мы все выросли на ее книгах. Тем интереснее узнать, как работала одна из лучших сказочниц всех времен и народов. Писатель Йенс Андерсентщательно собрал материал, чтобы представить максимально объективный портрет в своей книге«Астрид Линдгрен. Этот день и есть жизнь». А я, как обычно, выделила самое интересное. Встречайте, уроки писательства великой Астрид:

1. Работай без надрыва

Один из любимых тезисов Астрид Лингдрен звучал так: «Лишь тот, кто умеет работать и любить работу, способен стать счастливым». Сама Астрид трудилась большую часть жизни, умудряясь справляться с самыми разными видами деятельности спокойно и как будто играючи. Ее дочь Карин Нюман вспоминала мать так:

«Мама умела работать неутомимо, без напряжения и лишней суеты, и легко переключалась: отвечала на письма, работала и занималась домашними делами — стелила постель, убирала со стола после завтрака, мыла посуду после ужина. Все это автоматически, как чистка зубов, все быстро и эффективно».

2. Смотри на мир глазами ребенка

Астрид Линдгрен начала свою писательскую карьеру с детских рассказов, которые публиковала в шведских журналах. Рассказы эти оказались непривычно реалистичными и актуальными для того времени, и, что неудивительно, потеснили сказки и басни с троллями и говорящими животными.

Андерсен отмечает эту реалистичность как один из факторов успеха Линдгрен: «Новаторство произведений тридцатилетней Астрид Линдгрен, написанных для „Ландсбюгденс юль“ и „Морс хюльнинг“ в 1937—1942 годах, не только в том, что она писала о конкретных узнаваемых детях в конкретных узнаваемых обстоятельствах, но и в манере письма: она не обращалась к ребенку свысока, как было принято раньше, а смотрела на мир его глазами. Она пыталась чувствовать и мыслить как ребенок...»

3. Найди свою писательскую лабораторию

Каждому писателю необходимо где-то черпать истории и характеры для своего творчества. Астрид Линдгрен в качестве такого источника вдохновения использовала прогулки с детьма в парке. На прогулках Астрид активно знакомилась с другими мамами, часто эти знакомства перерастали в многолетнюю дружбу. И конечно, она без конца наблюдала за окружающими, подсматривая детали для своих книг:

«Для Астрид Линдгрен Васа-парк был своего рода психологической лабораторией, где она на прогулках, или сидя на лавке, или глядя из окон квартиры наблюдала за поведением людей, типажами, детскими играми и манерой родителей общаться с сыновьями и дочерьми.»

4. Развивай игровой ген

Астрид Линдгрен была нетипичной матерью, подчеркивает биограф. Она любила играть с детьми и всячески культивировала «внутреннего ребенка». Астрид понимала, что нужно пополнять колодец творчества новыми творческими занятиями и впечатлениями. Дома с детьми она рисовала и придумывала истории, на улице в ход шли активные игры — карусели, качели, лазанье по деревьям, лыжи и коньки.

«Свой высокоразвитый игровой ген стройная гибкая Астрид Линдгрен активировала с легкостью. Ее внутренний ребенок всегда был готов к игре, если только она не писала, довольствуясь игрой в мире воображения. В 1977 году на праздновании дня рождения радиостанции в Мутале Астрид, на радость фотографам, как белка запрыгнула на одну из таких привлекательных радиомачт. В другой раз семидесятилетняя писательница залезла на сосну вместе с подругой... Оттуда они громко оповестили фотографов на земле, что Закон Моисея не запрещает старушкам лазить по деревьям.»

5. Веди дневник

Необязательно вести дневник на сугубо писательские темы. Многие писатели понимали, что нельзя ограничивать себя узкой сферой интересов и фиксировали все интересное вокруг. Так и Астрид долгие годы вела «военный дневник» — уникальный автобиографический документ, представлявший собой коллаж из газетных вырезок, семейных заметок и рассказов о политических событиях. Астрид считала, что она просто обязана нарисовать картину происходящего в мире и показать, как война отразилась на жизни обычной семьи.

«О том, что корни Пеппи — в ужасах Второй мировой войны, в отвращении Астрид к насилию, демагогии, тоталитарным идеологиям, свидетельствует автобиографическое произведение, состоящее из вырезок, вклеек и записей, которые Астрид делала два десятилетия. Вначале она называла его „военным дневником“, но в 1945 году оно переросло в дневник послевоенный и дневник холодной войны, растянулось почти на три тысячи страниц, или девятнадцать тетрадей.»

6. Пиши для кого-то

Писать книгу для кого-то — эффективная практика. Когда есть конкретный «потенциальный читатель», работать над произведением куда легче, ведь сразу появляется ощущение формата — мы понимаем, что нужно нашему читателю. Так и Астрид писала в первую очередь для своих детей. Пеппи она придумала на радость болеющей дочке, которая скучала в кровати и требуя «импровизаций». Астрид закончила книгу аккурат ко дню рождения дочери. Вот как она отметила этот факт в своем дневнике:

«Что до дня рождения Карин, он прошел как обычно. Она получила в подарок трехтомную „Книгу для чтения“ для школьников, книжку про Пелле Халелёса и рукопись „Пеппи Длинныйчулок“ в красивом черном скоросшивателе.»

7. Старайся быть проще

Пеппи и ее создательница

Прекрасно понимая психологию детей, Астрид знала, чем можно их увлечь. Ее формула успеха проста и сложна одновременно: пиши смешно, не заигрывай с читателями, но почаще вспоминай о себе в детстве, старайся быть проще. Астрид говорила в одном из интервью:

«Ну, не знаю, нужны ли тут какие-то фокусы, надо всего лишь хорошо помнить собственное детство... как ты чувствовал, думал, разговаривал, когда был ребенком... Долой длинные или запутанные предложения, долой теоретические рассуждения, долой непонятные слова, долой закоснелую морализаторскую указку!»

8. Не избегай взрослых тем

Возможно, книги Астрид стали такими популярными еще и потому, что она никогда не боялась обсуждать в них острые темы, будь то разлука, нищета или смерть. Астрид нередко говорила об этой своей позиции в многочисленных интервью — писатели имеют право писать о чем угодно, в том числе о темах, на которые как будто наложено табу:

«Если это сделано качественно с художественной точки зрения, можно всерьез рассказать и о смерти, и придется уж детям с этим смириться. Любовь и смерть — самое значительное в жизни человека, это интересно людям любого возраста. Не следует запугивать детей, но они, как и взрослые, нуждаются в искусстве. Необходимо встряхнуть душу, которая спит, всем нужно иногда поплакать или испугаться.»

9. Используй случайные образы

Писатели живут озарениями, это факт. Но глупо ждать, пока на тебя снизойдет распланированный в деталях сюжет новой книги. Скорее, приходится ловить за хвост случайно пробегающий мимо образ и долго его разглядывать, чтобы понять, с чем имеешь дело. Астрид, как и профессор Толкин с его «жил-был Хоббит», часто начинала работу с явившихся случайно деталей или персонажей. Так писательница вспоминала одну из бесед со своим внуком Карлом-Юханом:

«И вот однажды я кое-что придумала и завопила еще громче его: „Угадай, что как-то сделал Эмиль из Лённеберги?“ Имя просто сорвалось у меня с губ, но Карл-Юхан затих, ему захотелось послушать, что же такое сделал Эмиль из Лённеберги. И потом я каждый раз пользовалась этой уловкой, и он замолкал. Тогда мне и в голову не приходила мысль написать книгу, а потом я вдруг стала думать: а кто же такой этот Эмиль и как ему живется в Лённеберге, и, еще ничего не зная, я начала о нем писать.»

10. Наблюдай

Как мы уже говорили, Астрид постоянно участвовала в детских играх, словно напитывая себя детской энергией. При этом она скорее стремилась создать вокруг себя подходящую для ее творчества атмосферу, нежели старалась использовать в своих книгах каждую деталь. Она больше полагалась на то, что какие-то случаи, смешные словечки останутся в памяти и сами собой всплывут в нужный момент. Ее дочь Карин рассказывала:

«Астрид запоминала услышанное от детей, разрозненные реплики, сцены из их жизни и вставляла их в свои книги, свои детища. „Селедка в воскресенье, фу ты, гадость какая!“ —  сказал как-то ребенок друзей; „Меня ноги сами так и несут“, — заявил сын Ингегерд Оке, а сын еще одних друзей залез на навозную кучу под дождем, чтобы быстрее вырасти... Часто бывало, люди предлагали ей встретиться с их детьми: „О, вы столько от него почерпнете“, но она всегда отчетливо давала понять, что вдохновение к ней приходит не так.»

***

Автор — Дарья Корж 

Статья взята с сайта "Книга как проект: Писательская лаборатория Дарьи Корж" (защищено авторским правом) 

Дата написания: 24.03.18


Пока ничего нет, Обсудить

Другие публикации

10 уроков писательства Астрид Линдгрен



Оцените новость

Автор: Брокка
Аватар Брокка
Вернуться к новостям
Написать статью/новость
Меню