За кулисами романа. ИИ в романе, или Неправильный киберпанк

Онлайн чтение книги Лифт идёт вверх! The elevator goes up!
За кулисами романа. ИИ в романе, или Неправильный киберпанк

"– Как его зовут?

– РП-3. РП – то есть «рабочий прототип». Приехали, выходим.

Они вышли на самом нижнем, техническом этаже. В большом холле у энергоблоков подзаряжались боты и разная ползучая, катающаяся и ходячая техника. Сивка подумала, что спрятать здесь сервер РП-3 было правильной идеей.

– Три – это значит, были ещё два?

– Были. Ну, так, не очень сначала дело шло, их оказалось проще совсем убрать, чем переписывать.

– Почему ты не дал ему человеческое имя?

– Зачем? Пока идёт разработка, я могу по сто раз что-то переделывать, и это не всегда мелочи. Имя – это как признание личности. И как после этого его стирать или обесточивать?"


Заглянула недавно на одну из многочисленных аудио-платформ, по которым растеклись мои записи "Джур", "Свитков" и "Зои", и удивилась комментариям некоторых (наверное, юных) слушательниц/лей: мол-де как так, "живая" подводная лодка времён ВОВ, это даже для фантастики перебор! То есть, предполагаю, что, если бы это была бы современная лодка с ИИ, - тогда ещё ладно. Но вообще, по мнению этих слушателей, одухотворять холодную железную машину - это неправильно.


Самое забавное, что сюжетным импульсом для создания рассказа послужил ряд реальных фактов, среди которых и традиция давать кораблям имена (в том числе неофициальные, только для использования на борту), и общая русская привычка относиться к механизмам как к живым существам. Насколько мне известно, у нас, в том числе и в армии, довольно много суеверий, связанных с техникой. Видимо, так продолжается наше славянское двоеверие, когда-то удобно и естественно поселившее в домах с иконами домовых.

Мне кажется, киберпространство для русской картины мира - это не чистая и логичная техногенность, что пытается имитировать живую природу, это, рискну предположить, такое же стихийное и самоорганизующееся образование, как и сама жизнь. Такое же не постижимое до конца, и тем единственно привлекающее русского человека - которому непременно нужно что-то за горизонтом, что-то, открывающее дошедшим до него не край света, а лишь новую даль для обзора.

Подтверждением моей догадки служит удача проекта "Кибердеревни" команды birchpunk и само продвижение "Берёзового панка".


В случае с "Лифтом" у меня была возможность написать историю в классическом киберпанковом стиле, то есть когда технологии обслуживают порочное и пресыщенное общество, а маргиналы-повстанцы с ними борются. Или наоборот, когда роботы очеловечиваются и становятся лучшими представителями новой цивилизации.

Но такие решения - уже классика, и посягать на них я не стала. Вместо того я изобразила экспериментальный искусственный интеллект, который в качестве саморазвития пытается решать парадоксальные задачи. Ходить за ними далеко не приходится, потому что жизнь ему постоянно их предоставляет. А мичман Сиверцева - прямо генератор таких задач. С этой точки зрения для РП-3 моя героиня - сущий клад, и он именно в отношении Сиверцевой проявляет признаки живого существа, а именно - целеполагание и стремление к обмену информацией не ради увеличения информации, а ради её и собственного качественного изменения.

Эти неожиданные для машины свойства и удивляют, и настораживают создателя РП-3, поэтому Сивка для него тоже - клад, она незаменима для исследований и дальнейшей разработки ИИ.


Вот так намечается вторая панковская линия в романе - первой, всё же, по моему мнению, остаются биотехнологии. Однако для развития этой линии необходимо было создать поле координат, мир, в который включены саморазвивающиеся искины (ИИ). Или мир, в котором, помимо искинов, (ещё) существует и живая жизнь. При этом, учитывая изначальную "неправильность", не каноничность киберпанка в романе, я не могла поселить своих героев в миры, уже типичные для жанра. И создавать принципиально другой мир я тоже не могла, ибо это уже бы выходило за границы жанра киберпанка как такового. А ещё надо было как-то соотносить свой киберпанк с биопанком...


Читать далее

За кулисами романа. ИИ в романе, или Неправильный киберпанк

Нецензурные выражения и дубли удаляются автоматически. Избегайте повторов, наш робот обожает их сжирать. Правила и причины удаления

закрыть