Оцените отзыв
Я прочитала весь текст и хотела бы отметить очень важные моменты, которые объясняют, почему Тетрадь в белом бархате надо читать.
Читается неимоверно легко. Т.е. все слова и словосочетания, по моему мнению, употребляются правильно, в контексте, стоят там, где надо, чтобы не создавать двусмыслицу. Все просто и доступно.
А самое главное текст элегантен, напевен, ритмичен, он дышит и живет. И если бы не мое плохое самочувствие, от которого я банально отключаюсь и падаю в сон, то, наверное, читала бы Тетрадь в белом бархате всю ночь напролет.
Краткое содержание
Все действие происходит на неизвестной нам планете с одним солнцем и двумя лунами. После страшной катастрофы, вся поверхность планеты покрыта ядовитым туманом и немногие спасшиеся, обосновались на горных массивах. В горной стране, как её называют жители, после утраты технологий предков сложился уклад, схожий с древним Китаем или Кореей. Но то, что в истории Земли считается началом расцвета восточной культуры, для этой планеты — упадок. С годами забываются технологии и лишь немногие способны продвигаться вперед, а не застывать в блаженном созерцании.
Я бы отнесла эту историю к роману-путешествию. Главный герой — чиновник Дуншаня вспоминает и от первого лица рассказывает о своих путешествиях и приключениях, о людях, которых он встретил на своем жизненном пути. Читатель видит ровно то, что и главный герой и так же получает некую оценку героем всех событий. При этом сюжет так извивается и загибается, кусая себя за хвост, что предугадать его трудновато. Но становится ясно, что случайных людей мы здесь не встретим и все они рано или поздно, так или иначе, окажутся замешанными в историю.
Сюжет и его развитие
Как ни крути, а видно, что сюжет составлен автором из малых форм. Это видно по тем целям и задачам, что ставит себе герой в начале, и тем к которым он приходит в конце.
Тут четко прослеживаются 2 части. Первая начинается со смерти отца героя и заканчивающаяся его поездкой в Шато (Главы 3-22). Вторая — с момента похода к кузнецу с администратором Ли и до конца книги (главы 23-44).
Завязкой и экспозицией я назвала бы пролог и первые две главы, до выхода героя из траура по отцу. Тут читатель очень кратко получает основные сведения о мире, о провинции, где начинаются события, об основных, глобальных опасностях.
Дальше развитие сюжета идёт непрерывно, не давая передохнуть. И охватывает почти два года: год собаки и год свиньи по Китайскому календарю.
Таким образом, сюжет похож на горную гряду, по которой идет наш путешественник: то вниз, то вверх, то вниз, то вверх. Враги становятся друзьями, противники — союзниками, предатели — верноподданными.
Отмечу, что сюжет нисколько и нигде не провисает, и даже короткие передышки, связанные с нахождением героя в родном доме, все равно связаны с какими-то знаковыми событиями.
Про рояли. Разрешение некоторых ситуаций можно было бы роялями назвать, если бы они не были так умело вплетены в историю. Тут скорее чеховские ружья, заботливо развешанные по стенам и выстреливающие в конце, где пулями, где картечью, где дробью. Есть, конечно, моменты автором пропущенные, или оставленные на вторую часть, я не знаю. Например, черное чудовище из деревни Шато, убежавшее в туман, да так и забытое.
Мир книги
Этот роман — победитель конкурса «Технология чудес» на сайте Автор Тудей и подвергся критике со стороны из-за своего фантдопущения. По моему мнению, основной момент сеттинга — ядовитый туман, загнавший жителей планеты в горы, вполне обоснован. По сути это фантдопущение сюжетообразующее, обуславливающее передвижения и приключения героев. Также сюжетообразующим для первой части является то, что цивилизация, потомки которой выжили, являлась высокотехнологичной и, возможно, прибывшей с другой планеты. Герой по подсказкам отца, зашифрованным в стихах, пытается найти следы былого величия и понять смысл технологий.
А вот инородным и недостаточно вплетенным в сюжет я считаю наличие гуйшеней - крылатых чудовищ, рождающихся из камня. Косвенно их, как мне показалось, искусственное включение, подтверждается тем, что во второй части они почти не встречаются.
Теперь о лучшем на мой взгляд. Это прекрасная стилизация: традиции, легенды, верования, учения и их объяснения; отсылки к реальным героям и событиям, и выдуманные автором. Все это есть. Без всяких но. Книга изобилует меткими фразами, представленными как цитаты из книг, которые не стыдно и эпиграфом сделать.
Ну а если вы не будете ленивы, а чуть поскребете в затылке и заглянете хотя бы в Википедию, то и вовсе броситесь читать книгу второй раз, чтобы попытаться выловить все отсылки и пасхалки автора. А если, не найдете, ничего страшного, на сюжет это не влияет.
Персонажи
Главный герой. Имя его вы нигде не встретите. Герой не считает нужным хвалиться своим именем. Это молодой человек, ученый, философ, чиновник, с хорошим образованием, но с недостатком жизненного опыта. Однако его разумность и сообразительность это перевешивает. Почему он не вызывает во мне отторжения? Потому что он сомневается. Сомневающийся герой, пересматривающий ключевые события повествования и понимающий, что может быть, он поступил опрометчиво, да такой герой на вес золота. Он порой нелогичен и оттого становится более живым, действующим не в угоду сюжету. Но легкомысленным его назвать нельзя, он стратег и старается мыслить наперед.
Далее, хотя героев просто бесчисленное множество, они больше эпизодические и появляются и исчезают. Они хорошо прописаны, но в силу того, что мы читаем воспоминания, они оцениваются опосредованно, через призму мнения главного героя. С одной стороны это дает возможность сделать их более живыми и фактурными, с другой стороны, мы вынуждены относиться к ним, так же, как и герой и как автор. А герой как мне кажется, никого пока злодеем не считает, а рассчитывает только долг, полезность и ценность каждого встреченного. Даже свои симпатии к женскому полу он сдерживает, хотя конечно, хочет быть любимым.
Я бы отметила, как наиболее ярких: префекта Дуншаня — господина Чхве; его советника — администратора Ли; отца и дочь Яо и спутника из второй части книга — Юань Мина.
В Китае и Корее сдержанность и последовательность, неторопливость, сокрытие своего истинного имени и каких-то моментов жизни, умолчание истинной сути разговора — обычное дело, поэтому все то, что делают герои у меня не вызвало никакого отторжения. По мне, когда люди попадают в истории, не совершая опрометчивых поступков, читать намного интереснее.
Оцените этот момент, когда будете читать. Сюжет двигается не внезапными и нелогичными поступками героев. Герои двигаются по сюжету, поступая в соответствии с ним.
Идея, концепция, основная мысль
Мне очень понравилась концепция романа, легенды в романе, игра со смыслами, интриги и заговоры, планы в псевдоисторическом антураже.
Мне понравилась обрамляющая история — стихи отца в тетради из белого бархата. Все это читать увлекательно. Мыслить логично, отличать причину от следствия, полезно для каждого человека и роман учит нас это делать. Основная мысль тут прослеживается не очень сильно, но ведет все-таки читателя к тому, что умный и образованный человек, поступающий по чести, в соответствии с традицией, нигде не пропадет, а каждое доброе дело вернется ему.
Авторский стиль
Считаю, что у автора есть свой стиль, удивительная чистота и грамотность языка. Отдельное спасибо хочется сказать за стихи — они неимоверно прекрасны, в них есть смысл и суть. Видно, что проделана огромная работа, по поиску материала.
Фишечки ещё хочу отметить. Это игра автора с читателем еще и в названии глав. Читайте их внимательно. Потому что они соответствуют фактическим событиям, но совсем не соответствуют их трактовке. Т.е. происходит смена смысла. Это очень увлекательно.
Объективно — это было великолепно. Мастерство. Изящество. Стиль. Легкость. На волне моды к Китаю и Корее, книга просто обязана найти своего читателя и преданного поклонника. А все остальное автор уже сделал: легкий слог, захватывающее повествование, логичность сюжета.
Кому бы я посоветовала «Тетрадь в белом бархате», кроме
любителей сагыков и новелл? Это книга, в которой герой попутно решает головоломки и
складывает паззлы, которые ему подкинула жизнь. Если вы любитель «Кода Да
Винчи», или любого другого остросюжетного политически-шпионского романа с
элементами детектива, то вы не сможете оторваться.
Дата публикации: 22.04.21