1. Прописывайте в истории больше деталей, как Джоан Роулинг
«Волшебное» измерение один из основных ключевых ингредиентов фентезийных романов. Особенно там, где персонажи путешествуют между нашим обычным миром и миром населенным уникальным пейзажем, необычными существами и магией.
Одна из причин, почему дети (да и взрослые) по всему миру влюбились в персонажа Поттера - это глубина и запутанность Роулинского места действия. Ее мир - суровый контраст между обычным и мрачным домом тети и дяди Гарри Поттера, в противовес которым идут башенные шпили магической школы Хогвартс.
Пробуйте так же, как Роулинг, использовать разнообразные детали для своего места действия. Школа Хогвартс - это один из персонажей книги. Портреты преподавательского состава, висящие в коридорах, которые двигаются и разговаривают. Лестницы перемещаются по волшебству, меняя свою структуру. Даже рисунок на потолке в столовой изменяется согласно школьным событиям и временам года. В дальнейшем Роулинг постепенно открывает детали многих дополнительных комнат в Хогвартсе и раскрывает их секреты в течение всего повествования. Такое развитие обстановки, постепенно погружает читателя все глубже в выдуманный мир.
Когда планируете и создаете место действия, подумайте о том, как вы можете расширить окружение персонажей, постепенно развивая историю. Например, если вы пишите роман, действие которого происходит в реальном городе, подумайте о том, какое развитие сюжета может завести вашего героя в район города, где он прежде не бывал. Такой обширный подход поможет предотвратить статичность, неизменность и скучность места действия.
2. Учитесь ярким приемам, например, у Чарльза Диккенса
Писатель викторианской эпохи Диккенс был мастером создания правдоподобных и атмосферных мест действий. Лондон - это тоже почти живой персонаж в таких романах как «Большие надежды» и «Жизнь и приключения Николаса Никльби».
Приведем пример, где при описании места действия Диккенс создает путешествие в оживленное сердце Лондона XIX века.
«Уже открылись трактиры, и в них горел газ. Начали открывать и лавки, и навстречу изредка попадались люди. Затем появились отдельными группами мастеровые, шедшие на работу. Потом мужчины и женщины с нагруженными рыбой корзинками на голове; повозки с овощами, запряженные ослами; повозки с живым скотом и тушами; молочницы с ведрами - нескончаемая вереница людей, несущих съестные припасы к восточным предместьям города. По мере приближения к Сити грохот экипажей усиливался; когда они проходили по улицам между Шордитч и Смитфилд, шум перешел в гул, началась сутолока. Стало совсем светло - светлее уже не будет, - и для половины населения Лондона настало деловое утро»
Всего несколькими строчками Диккенс переходит от окраин города к его центру, описывая и разнообразных обитателей, которых можно встретить в городе в это время. Если местом действий вашего романа является настоящий город, поищите романы о том же месте и изучите, как другие авторы смогли передать атмосферу и архитектуру этих мест.
3. Заставьте место действия активно способствовать развитию сюжета, как Джон Толкиен
Хорошо выбранное место действия играет свою собственную роль в событиях сюжета. Влюбленные случайно встречаются в метро, соединенные вместе городской инфраструктурой. В фантастическом романе непроходимая чащоба испытывает изобретательность персонажа и дарит ему множество приключений в процессе путешествия.
«Средиземье» Толкиена из цикла «Властелина колец» отличный пример «активного» и эффективного места действия. Чем дальше Фродо Бэггинс и Братство Кольца уходят от дома хоббита Шира, тем более опасным и неприветливым становится окружающий пейзаж.
Например, когда группа пытается преодолеть Туманные горы на пути в Мордор, на их пути разворачивается снежная буря и происходит нападение Варгов. Это заставляет Братство воспользоваться подземным проходом, который так же полон опасностей и препятствий.
Даже если ваш роман не фантастический, место действия может указать дорогу (маршрут) вашим персонажам. Герой, живущий в сельской местности, переезжая в город (или наоборот), столкнется с новыми обстоятельствами: от иного образа мышления до других правил экономики.
4. Покажите влияние времени на место действия, как Ивлин Во
Время - жизненно необходимый компонент для создания места действия в истории. Викторианский Лондон Диккенса полностью отличается от современного Лондона, он больше не заселен бесчисленными уличными торговцами и повозками, запряженными лошадьми. Показывая, как место действия изменяется со временем, вы добавите исторической правдивости вашему произведению.
В своем романе «Возвращение» Ивлин Во красочно передает историческую атмосферу того времени. Он показывает, как его герой Чарльз Райдер посещает семейный особняк своего друга до и после второй мировой войны. Когда-то великое здание было разрушено и приобрело призрачный и ностальгический образ. Время и исторические события его полностью изменили.
Если ваша история охватывает несколько месяцев, лет и даже десятилетий, подумайте о том, как время может повлиять на место действия:
- Будут ли знакомые места (магазины, бары, рынки) расширяться, переезжать или закрываться?
- Если это город, будет ли он расти или будет приходить в упадок?
- Будут ли открываться новые места времяпрепровождений, или же здания будут заколочены и покинуты?
Этот элемент места действия особо важен, когда вымышленный сюжет имеет место в реальном времени. Поэтому почитайте об условиях нужного времени, и покажите эти условия в вашем произведении. Если вы пишите о послевоенном упадке в 20-м веке, покажите с помощью места действия влияние времени и изменение обстановки, окружающих героев.
5. Используйте место действия символично, как Льюис Стэйплз
Место действия создает фон и контекст сюжету. Кроме того, место действия так же обеспечивает историю символами.
Заброшенный дом в жанре ужасов символизирует «исчезновение». В понимании читателя, дом должен быть заселен, поэтому заброшенное помещение в ужасах подразумевает нечто подозрительное. Он становится местом обитания для полтергейстов, демонов, психопатов и прочих мрачных фигур.
В «Хрониках Нарнии» Льюиса место действия богато символами. В книге «Лев, колдунья и платяной шкаф» герои обнаруживают скрытый фантастический мир, в котором царствует Белая ведьма, объявившая себя королевой. Из-за наложенного Белой ведьмой заклятия, в Нарнии всегда зима.
Застывшее время является символом тирании, жестокости и ограничения свободы. Вечная зима также символизирует нарушение естественного хода вещей, ведь смена времен года подразумевает цикл смерти и перерождения. Этот элемент придает роману напряженность, так как Нарния ждет шанса возобновить привычный ход вещей.
Когда вы создаете место действия в своем романе, подумайте о том, что будет символизировать в нем время и место.
В цикле «Властелина колец» Толкиена каждый географический ареал имеет свой собственный пейзаж, который частично отражает характер его обитателей. Миролюбивый Хоббитшир - это округлые зеленые холмы, а родина злодея Мордора полна серных ям и непроходимых горных хребтов.
6. Используйте все пять чувств, чтобы усилить описание места действий, как тот же Диккенс
Яркая сцена включает в себя не только визуальное представление. Детали, запахи, чувства и звуки не менее важны. Описывая место действия, подумайте о звуках, запахах и других деталях, способствующих его уникальности.
Следующий отрывок из романа Диккенса "Тяжелые времена" является интересной иллюстрацией того, как выбор эпитетов и сравнений помогает писателю создать нужный эффект, прописывающий промышленный город Коктайн.
«То был город из красного кирпича, вернее он был бы из красного кирпича, если бы не копоть и дым; но копоть и дым превратили его в город ненатурально красно-черного цвета - словно размалеванное лицо дикаря. Город машин и высоких фабричных труб, откуда, бесконечно виясь змеиными кольцами, неустанно поднимался дым. Был там и черный канал, и река, лиловая от вонючей краски, и прочные многооконные здания, где с утра до вечера все грохотало и тряслось и где поршень паровой машины без передышки двигался вверх и вниз, словно хобот слона, впавшего в тихое помешательство. По городу пролегало несколько больших улиц, очень похожих одна на другую, и много маленьких улочек, еще более похожих одна на другую, населенных столь же похожими друг на друга людьми, которые все выходили из дому и возвращались домой в одни и те же часы, так же стучали подошвами по тем же тротуарам, идя на ту же работу, и для которых каждый день был тем же, что вчерашний и завтрашний, и каждый год - подобием прошлого года и будущего.»
К визуальному описанию Диккенс добавляет запах (грязной реки) и монотонный звук производства. В сумме описаний создает яркий образ города. Автор показывает, как промышленная деятельность меняет место действий, тем самым акцентирует влияние и взаимодействие самого места и действия друг на друга.
Статья предоставлена клубом "Подмастерье"
Автор: Homjakadze
Редактор: Селиванов К.