Глава 4.1

Онлайн чтение книги Свидание в Лабиринте Svidanie v Labirinte
Глава 4.1

- 4.1 -


Следующая неделя походила на сказку. Страшную. Чем дальше - тем страшней. Перелеты, переезды, поселения, смена часовых поясов и куча нестыковок. Эти хронические киношные нестыковки. Раздражающие как москиты и вечные как мироздание. Зато, когда камера, свет, ракурс, музыка, погода, актеры, текст сольются воедино - получается обыкновенное чудо. Волшебство, зародившееся в головах сценариста, режиссера, оператора.

Интересно, каково было Творцу создавать целый мир, если нам стоит неимоверных усилий слепить художественную подделку, имитацию реальности. Задействовать десяток-другой параметров. Причем, уже готовых и расфасованных: берем время, упакованное по часам, дням и сезонам. Потом, из пространства выделяем серию кадров. Оно богатое, это пространство. Не только горизонтами - вселенными располагает. Так, что подобного нахальства, даже не заметит. Светила, тоже, не жадничают. Щедро делятся энергией: желаете - яркое освещение, не желаете - рассеянное. Опять таки, цветовая палитра. Богатейшая. Ограничена, лишь, возможностями человеческого существа. Ассортимент неисчерпаем. И, так по всем пунктам.

Опустошенный, я спрятался на глухом галечном пляже. Подальше от людской суеты. Собеседники - это хорошо, но сил терпеть человеческое присутствие, уже, не было.

Старик появился из ниоткуда: еще секунду назад горизонт был чист и, тут, к вящей досаде, нарисовался обладатель широкополой соломенной шляпы, выгоревших парусиновых штанов и жилистых загорелых рук. Нет мира под оливами! Дело, явно, шло к разговору.

- Прошу прощения за беспокойство, сударь. Здесь моя внучка не пробегала?

- Что вы! Никакого беспокойства, - вежливо соврал я - детей не встречал.

- Моя барышня, уже не ребенок, - улыбнулся он - выросла. Теперь, ученый. Ихтиолог. Живность морскую исследует. Как увлечется своими головоногими, так прямо беда - о времени забывает напрочь. А, ведь, линия жизни у человека - не по локоть. Нет, совсем не по локоть. Коротенькая она, эта линия. Как и сама жизнь.

Ай, да старче! здорово умыл самонадеянного мужчинку. Сделал по всем пунктам. Парой фраз положил на обе лопатки. Как это сказано - линия жизни не по локоть?, - меня охватило веселое нетерпение. Скорее домой. К заветной шкатулке. К новым загадкам-разгадкам. Работа - это хорошо. Даже, замечательно. Без нее никуда. Но, есть кое-что поважнее работы. Точнее, работы над пространством. Работа над собой, душевный труд - вот что не должно откладываться ни на минуту. Ни, на секунду. А, ты, братец, отлынивал целую неделю. Отсюда и недовольство, и усталость. Про питание для тела не забывал. Ум и эмоции, тоже, сыты. А, душа осталась голодной. Вот тебе и причина непокоя. Дворянской хандры. Бессильного и безрадостного существования. Так, опять, до Лабиринта скатишься. Спасибо, отче! спасибо за науку. За наставление. За напутствие. За ускорение пониже спины.



***



Ночь. Кабинет. Фонарь. Шкатулка. Сколько их прошло, таких часов уединения? Сколько еще будет? Плотно осмысленных. Необходимых. Отреченных. Рука привычно скользит по поверхности экрана: один квадратик, другой. Нет, этот не подходит, надо переставить. Под неспешные движения пальцев, всплывают воспоминания. Финальный кадр картины. Герой счастлив и... растерян. Цель достигнута, но куда идти дальше? Любимая, дети, внуки, заботы и тревоги каждого дня. Как говорится в одном из Писаний: не хлебом единым жив человек. Когда же, мы, наконец, это расслышим. Не повторим привычно и мимолетно. Не пробежим взглядом. А, примем в сердце...

Неужели человек, сложнейшая, наделенная разумом структура, живет только ради существования. Добывать пищу, строить жилища, защищаться, воспитывать потомство - это доступно и животным. В чем же, тогда, отличие. Не может царь природы жить абы как. Бездумно. Бессмысленно. От завтрака - до ужина. От весны - до осени и, снова, - до весны. От детей - до правнуков. От колыбели - до могилы. Впрочем, большинство из нас, живет именно так. Грустно живет. Бесцельно.

Женится на более-менее подходящих девицах. Рождает детей. Воспитывает их по мере сил и вкусов. А потом, когда обожаемые чада начинают свой путь и нуждаются в родителях не так сильно, остается в пустоте. Доживает. Как трава. Жили ли они, вообще? По большому счету, такое земное времяпровождение тянет, лишь, на существование. Не более того. Вечное сражение с трудностями и бедами этого мира. Какая уж, тут, отрада. Счастья нет и быть не может. Разве что, капля-другая радости достанется и то, если повезет.

Моему герою повезло необычайно - судьба наградила любовью верной и мудрой женщины. Непоколебимой, как ось Вселенной. Не знаю, сделал это сценарист сознательно или случайно так вышло, но в фабуле спрятана шкатулка с секретом. Так называемое, пасхальное яйцо. Подарок для внимательных и неравнодушных: герой - "марсианин" и фирму свою так назвал не случайно. Марс - планета воинов без страха и упрека. Людей действия. Честных. Благородных. Несгибаемых. Строгих. Не терпящих расхлябанности, не прощающих лжи. Казалось бы, живи и радуйся. Все идет по твоему плану. Осталось найти подходящую спутницу жизни и будет полное счастье. Ан, нет. Судьба расставляет все по своим местам - не для простого удовольствия родился этот персонаж. Ноша его велика. Выходит за пределы бытовой круговерти. Но, и цели не маленькие. Не просто очередной цикл существования, а полет разума. Торжество осознания.

Мой персонаж решил пробивался через тернии - к звездам. Точнее, к единственной звезде. Полярной. И, в процессе сражения с обстоятельствами, постиг: только по большому счету стоит жить и любить. На пределе сил. Если охотиться, то - на носорога. Другими словами, если задача, то - запредельная. Если служение, то - бескомпромиссное. Если женщина, то - единственная.

Попутно, пришло осознание, что разум человеческий - величайшее сокровище. Вселенская драгоценность. Инструмент для очищения души. Его нельзя, невозможно, преступно тратить на пустяки.. Чтобы угнездиться в этом мире, достаточно ума и порядочности. Но, для постижения мироздания необходим разум.

Мужчина и женщина объединяются не только - и, не столько - для наслаждения или продолжения рода. Изначально, их союз рассчитан на постижение тайны непреходящего, независимого, неизбывного счастья. Правил существования в материальном и духовном мирах. Инь и янь предназначены друг другу, как замок и ключ. Если правильно подобрать пару, то получишь рецепт вечного счастья. А, вмести с ним и ответы на вопросы: кто ты, человек? Где оказался? Для чего пришел в этот мир? Главное условие - "ключ" и "замок" должны быть родными. Эксклюзивными. Изготовленными в единственном экземпляре. Находиться на одной сердечной волне. Отмычки, тут, не сработают. Конечно, бывают трагические развязки, когда у кого-то не достает сил для поиска своего замка или ключа. Тогда жизнь пойдет своим чередом. Но, без вдохновения. Без полетов во сне и наяву. Без познания вечного счастья. Оно, может, и будет - это счастье. Но, временное. Хиленькое. Ненадежное. Преходящее.

Немногие дерзнут задуматься о таком. Только те, кто преодолел огонь, воду и медные трубы, способен идти дальше.

В расцвете лет, судьба отняла у моего героя здоровье. Возможность творчества. Сделала беспомощными и зависимым. Но, в награду, обострила сознание. Очистила сердце. Когда нет возможности отвлекаться на суету, поневоле, начинаешь задумываться о смысле жизни. И, не только задумываться, но и неуклонно постигать его.

Мой парень оказался "отстающим учеником". Его, как талантливого, но ленивого подростка, наградили дополнительной учебой. Одноклассники отлично проводят каникулы: ездят на экскурсии, гоняют в футбол, купаются и тусят. И, только ему, прикованному к учебникам, волей-неволей приходится постигать науку самоосознания. Время покажет, кто оказался удачливее: бесшабашные одногодки или одинокий гений.

Железо, само по себе, материал мягкий и хрупкий. Мало для чего пригодный. Но, пройдя очищение от примесей, закалку, заточку, оно становится целительным скальпелем. Инструментом, удаляющим опухоли с разума.

Только после суровых испытаний, проявив чудеса терпения, верности, воли, благородства герои доказали, что достойны друг друга. Им стали интересны и посильны высокие задачи. Рука об руку, Он и Она, будут подниматься к самому краю Вселенной. А, может, если хватит времени, и выше...


Эк, меня занесло. Во вселенские просторы. В пафос. В высокий стиль. Неужели все дело в игрушке. В этой изящной коробочке с электронной начинкой. Или, причиной тому - время. То самое время, которое позволяет узреть события минувших дней в новом ракурсе. Большое видится на расстоянии.

Иллюзия кино складывается из монтажа крупных, средних и общих планов. Так же, можно определить и послевкусие картины. В момент выхода, она видится в упор. Крупным планом. Спустя пять-семь лет, можно говорить о плане среднем. Сейчас, по прошествии десятилетий, в ход пошел общий план и многие вещи выглядят иначе. Во всяком случае, зависимость между Марсом и Полярной звездой, я осознавал совершенно по другому. Примитивнее и приземленнее.

"Стать другим, оставаясь самим собой" - эту мысль вычитал в книге одного актера и педагога прошлого века. Хотя, речь идет о театре, сути дела это не меняет. И, еще, оттуда же. О сверхзадаче. Знаменитая теория гласит, что кроме фабулы, сюжета, сценарной линии, любое произведение искусства имеет свою сверхзадачу. Именно она, эта сверхзадача и проступает со временем. Когда отзвучат дифирамбы или едкие замечания критиков, когда стихнут эмоции и жизнь вернется на круги своя, становится понятно - о чем, собственно говоря, снималось кино. Ставился спектакль. Писалась картина, симфония или песенка. По ходу действия, сюжет может совершать резкие повороты. Зритель это поймет и примет как должное. Но, если произойдет смена сверхзадачи, то привкус фальши почувствуют все: и высоко образованные деятели искусств, и простые потребители продукции шоу-бизнеса.

Давным-давно, когда снимался этот сериал, я понимал сверхзадачу как бескорыстную любовь моего героя: любимую не может заменить никакая другая женщина. Если вам не суждено быть вместе, значит пройдешь по жизни в одиночестве. Сегодня же, после всех этих паззлов, формулировка изменилась: жизненно важно понять как называется "кино" твоей жизни. Кто автор сценария, режиссер и продюсер данного проекта. И, какая роль досталась тебе. Хорошо бы, узнать это с единомышленником. Самым родным, самым любимым человеком. Но, если не судьба, то к цели придется двигаться, идти, ползти одному. Ключевое слово - двигаться.


Странная, надо сказать, была работа. На износ. Безжалостная и беспощадная. Но, я, как личность, рос вместе с героем. От серии - к серии, от эпизода - к эпизоду. Прелесть сериалов в том, что актер следует за персонажем. В большом кино, эпизоды идут вперемешку: финал может сниматься в середине кинопроцесса, а начальные кадры - откладываются на последние съемочные дни. Грубо говоря, сначала снимут сцену, где возмужавший герой ведет под венец свою избранницу, а, под конец, когда все уже до предела измотаны съемками, актерам придется изображать наивность и свежесть первой встречи.

В этом смысле, сериалы добрее к актерской братии. Но, этот - был особенно добрым. Может потому, что его неординарностью, почти сказочной красотой была заворожена вся группа. Каждый, без исключения, трудился...нет, не трудился - жил в атмосфере нашей истории. Словно, пребывал не на съемочной площадке, а в другом измерении. Измерении творчества и сопереживания героям. Равнодушных не было. Костюмеры, осветители, техники, помощники помощников - как один, без исключения - отдавали свою жизненную и творческую энергию. Кто сколько мог. Без подсчетов и сравнений.

Может, поэтому, работа имела невиданный успех у зрителя. Подсознательно, люди чувствуют, когда им подсовывают состряпанную, прибыли для, историйку. А, когда, команда работает с душевным подъемом.


Собрана очередная картинка. Переосмыслена вся роль. Кадр за кадром, я заново пережил тревоги и радости своего персонажа. Кажется, наконец, пришел к согласию с режиссером - правильно, что оставил финал "открытым". Каждый волен решить судьбу полюбившихся героев на свой вкус и лад. В этом деле нет безошибочных рецептов. Все зависит от того, как ты живешь и для чего.

Вот, снова вернулся на исходные позиции - для чего живу. Тайна, покрытая мраком. Или, это экран покрылся мраком? Шкатулка сияла черной лаковой поверхностью. На месте собранного паззла, тревожным оранжевым светом, мигает круг. Чего тебе надобно, старче? Очередная загадка-дурилка? Хватит с меня приколов. В шкаф! все - в шкаф. И, коробка, и бумага, и дерюга, и шкатулка, и тубус. Тубус! Дно тубуса, тоже, мигает. Причем, в том же ритме. Семен Семеныч! Все просто, как апельсин. Ну-ка, ну-ка, батенька. Извольте встать на свое место. Опаньки! Идеально. И, что мы с этого имеем? А, имеем мы с этого очередную непонятку: верхняя треть тубуса начинает светлеть. Из аспидно-черной, становится черной просто. Потом обесцвечивается до цвета мокрого асфальта. По мере того, как поверхность становится прозрачнее, в глубине прорисовываются контуры... это - лотос! Ослепительно белый, с розоватым оттенком по краям. Еще овеянный дымкой, цветок распускается и начинает плавно вращаться. Голограмма. Технически объяснимо. Ничего таинственного. Но, как завораживает!

Интересно, сколько времени я провел, любуясь такой красотой. Час? Два? Почти всю ночь! За окном сереет. Скоро новый день вступит в права. Бережно убираю шкатулки в тайник. Как здорово, что решился принести их домой. Нет лучше места для уроков самоосознания, чем уют и тишина домашнего кабинета.

Радость. Беспричинная, необъяснимая радость наполнила сердце. Теперь на пару-тройку часиков нырнуть в глубокий сон и я - бодрый огурчик. Готов весь день трудиться, аки пчела. Жужжать и медосборить. Значит, вот как ты выглядишь, накормленная душа. Или, не выглядишь, а - чувствуешься. Не важно. Главное, что сыта и довольна. А, вместе с тобой, довольны и все остальные: настроение, самочувствие, физическая форма.


Читать далее

Глава 4.1

Нецензурные выражения и дубли удаляются автоматически. Избегайте повторов, наш робот обожает их сжирать. Правила и причины удаления

закрыть