Социально-психологический аспект фильма "Пять вечеров"

Онлайн чтение книги Постскриптум Postscriptum - esses
Социально-психологический аспект фильма "Пять вечеров"

“Я счастлив”, - говорит главный герой фильма, Саша Ильин. “Мне нравится”,  - убеждает он, рассказывая о своей работе, своей жизни, себе.

    Действительно, как же может быть иначе? Его любят, в нем нуждаются, его ждут - и он любит в ответ. Его окружает простор и красоты, он дышит, казалось бы, полной грудью, может позволить себе в жизни все, что бы он только ни захотел.  Но каждый рейс, каждую улыбку и каждый взгляд в рассвет и закат, подобно тому, как отравляет полную меда бочку капля дегтя, его отравляет одна мысль, одно осознание, одна горечь прошлых ошибок - она не со мной. И сожаление это настолько сильно, что герой - не выдерживает - отправляется в Москву, полный невинной надежды найти ее там, где он оставил многие годы назад, куда - не пришел.

    На влиянии его возвращении и строится картина фильма.

  Остановившись у старой знакомой, Зои, (?) он отчаянно не замечает - или не желает замечать, - полный страхами и ожиданиями о скорой встрече, попытки девушки привлечь его внимание в романтическом ключе. Он игнорирует нарядный внешний вид хозяйки, разговоры о моде, о былой молодости; единственной его реакцией на сгоревший пирог становится обещание купить торт - неисполненное, поскольку, выйдя прогуляться, он уже не возвращается.

  Его появление на пороге не вызывает у главной героини, Тамары, теплых чувств. Она ошарашена, она зла, ее гложет обида. Обида на свои мечты, свои надежды, на его исчезновение, на своевременную разницу в социальном положении.  И на свою все еще существующую любовь к нему. Боль, которую он принес своим появлением, что сочится из, казалось бы, давно заживших ран, она выплескивает показным равнодушием, довольством и удовлетворенностью. Боль - основная характеристика Тамары в данном фильме. Но она же - постоянный спутник и Саши Ильина: главному герою больно от себя, от потраченного времени, от пропасти, что разделила его и Тамару, от ее печали - которую он видит сквозь все ее маски - и пренебрежения. И ему страшно.

   Скрытой болезненностью проникнуто все их взаимодействие - и большая часть кинопленки; они оба словно куклы, управляемые рукой неизвестного дирижера. Первым проявлением искренних чувств становится реакция Тамары на приход пожилой пары - и приоткрывается ее истинная натура, нежная и заботливая.  Ее ранимость и скрытая эмоциональность проявляется в ситуации, когда ее воспитанник - племянник Слава - привел в дом девушку. Стресс, злость, обида и горечь прошедшего вечера выливаются на молодых людей - ключевых персонажей - волной упреков, поучений и сетований.

   Здесь раскрывается характер девушки - Кати. В ней нет ни капли злости, она легка и полна любви ко всему миру, на негативные нападки Тамары отвечает также нападками - но в виде позитивной, ничего, на первый взгляд, не значащей информации. Здесь же раскрывается истинное лицо главного героя (сцена с рукопожатием).

      Дальнейшие действия фильма показывают процесс по восстановлению доверия, осознание героями своих все еще актуальных чувств, и акцент с болезненности и любви смещается в сторону страха главного героя, о котором уже вскользь упоминалось ранее - впоследствие, после просмотра, мы осознаем: страх не то чувство, на которое следует ориентироваться в жизни, по крайней мере, в ее романтической части.

     Из страха он не вернулся после фронта к Тамаре, из страха он долгие годы на Севере, опять же, не возвращался к ней, из страха солгал о своей работе и из страха же собирался бежать - вновь. Побороть этот страх ему помогли ключевые персонажи: переживающая, добрая Катя и искренне любящий свою тетю Славик, с которым у него установились за несколько дней доверительные отношения, схожие с отношениями “отец-сын”.

   Он возвращается.


Читать далее

Социально-психологический аспект фильма "Пять вечеров"

Нецензурные выражения и дубли удаляются автоматически. Избегайте повторов, наш робот обожает их сжирать. Правила и причины удаления

закрыть