Саспенс и эффект удивления

Сегодня разговор пойдет о весьма сложном, труднообъяснимом и неуловимом понятии, без которого, тем не менее, не мыслимо ни одно серьезное драматическое произведение – это санспенс. И если вы хотите, чтобы читатель не мог оторваться от вашего текста, проглатывал страницу за страницей, всем сердцем переживал за судьбы героев, то обязательно прочитайте эту статью до конца. Полагаю, вы не пожалеете.

САСПЕНС

Итак, что же это за зверь такой?
Саспенс – это состояние тревожного ожидания, беспокойства. В русском языке этот термин употребляется только применительно к кинематографу и изредка к литературе. Саспенсом обозначают художественный эффект, особое продолжительное тревожное состояние зрителя при просмотре киноленты; а также набор художественных приёмов, используемых для погружения зрителя в это состояние.

Иными словами, саспенс– это еще и состояние максимальной вовлеченности зрителя (читателя) в происходящее. И состояние это автор вызывает у публики сознательно при помощи специальных приемов.

КАК ДОБИТЬСЯ САСПЕНСА? 

В своей книге «Кино между адом и раем» Александр Митта уделяет достаточно много внимания вопросу формирования у зрителя саспенса. Рассказать все нюансы в рамках одной статьи просто невозможно, поэтому я настоятельно рекомендую вам обратиться к первоисточнику. Однако сейчас мы обозначим основные моменты, без которых невозможно появление саспенса у аудитории, и уже опираясь на них, вы сможете понять основное направление действий.

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ СИМПАТИЯ 

Первым делом следует обратить внимание на тот факт, что читатель никогда не будет испытывать беспокойства и тревожного ожидания по отношению к герою, который ему не симпатичен. Поэтому к созданию саспенса автор должен готовиться еще до начала написания, еще на стадии формирования плана произведения. На самом деле, саспенс – настолько сложное явление, что на его создание должны быть направлены достаточно серьезные усилия. Думаю, не ошибусь, если заявлю, что зачастую и сам сюжет строится таким образом, чтобы вызвать у читателя саспенс. Ведь саспенс по сути своей – это удаленное в пространстве и времени воздействие на психику читателя. Однако начинать следует именно с личности главного героя. Нужно всерьез поработать над тем, чтобы он был симпатичен читателю. Запомним четко: нет симпатии к главному герою – нет саспенса.

ДРАМАТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ 

Второе. Путь к саспенсу лежит сквозь череду драматических ситуаций. Не вдаваясь глубоко в терминологию, поясню: чтобы история получилась действительно интересной, герой по ходу сюжета должен попадать в безвыходные положения, требующие от него мобилизации всех его физических и моральных сил, проявления лучших качеств. Именно когда главный герой сражается с могущественным антагонистом или с непреодолимыми внешними обстоятельствами, читатель проникается к нему симпатией, начинает сопереживать. Конечно, при условии, что цель, которую преследует главный герой, для читателя близка и понятна.

Если перечисленные условия соблюдены, возникает возможность вызвать у читателя саспенс. Обычно для этого применяется следующий прием: автор намеренно сообщает или показывает читателю смертельную опасность, которая подстерегает главного героя, а затем хладнокровно ведет его прямо в расставленный капкан. Зритель, знающий наперед о грозящей герою смертельной опасности, испытывает саспенс, так как находится именно в том состоянии тревожного ожидания и беспокойства за судьбу небезразличного ему персонажа. Все кажется довольно просто, но на практике создание подобной ситуации требует значительных усилий и соблюдения вышеобозначенных условий.

САСПЕНС И ЭФФЕКТ УДИВЛЕНИЯ 

Итак, мы с вами разобрали, каким образом обычно вызывается саспенс у читателя. Однако помимо описанного способа, существует еще один, который ведет к созданию у читателя закрытого саспенса, или эффекта удивления. Эффект удивления возникает тогда, когда ни главный герой, ни читатель не знают о надвигающейся смертельной опасности. Событие происходит неожиданно и вызывает у читателя кратковременную шоковую вспышку – эффект удивления. Вспомните, как в фильмах ужасов в момент, который вроде бы ничего страшного не предвещает, на героя из-за угла неожиданно кто-то бросается! Мы вздрагиваем, так как на нас подействовал эффект удивления.

Разница между саспенсом и эффектом удивления заключается также и в продолжительности: если саспенс можно до определенной степени растянуть во времени, то удивление – это одномоментный эпизод. Ну и конечно, создать эффект удивления значительно проще: достаточно просто выпрыгнуть на главного героя из-за угла.

В своих произведениях, думаю, есть смысл варьировать эти приемы, чередуя закрытый и открытый саспенс, не давая читателю возможности привыкнуть к чему-то одному.

ВСЯКОМУ ЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЮ НУЖЕН САСПЕНС? 

Лично я считаю, что нет. Даже если отбросить в сторону описательную прозу и различные философские притчи, то даже не всякой остросюжетной истории требуется саспенс. Все зависит от целей самого автора. Саспенс подобен вишенке на праздничном торте, он как приятное эмоциональное дополнение к рассказываемой истории. Но его вполне может и не быть, и книга от того не станет хуже. В общем, решать всегда автору.

Что ж, надеюсь, из этой статьи вы поняли, что такое саспенс и каким образом он создается. Теперь дело за малым – начать использовать полученные знания при работе над собственными произведениями. В этом и пожелаю вам успеха. 

Статья взята с сайта "Литературная Мастерская"

Автор: Admin200

Дата написания: 18.12.17


Пока ничего нет, Обсудить

Другие публикации

Саспенс и эффект удивления



Оцените новость

Автор: Брокка
Аватар Брокка
Вернуться к новостям
Написать статью/новость
Меню