Литературный конфликт

Что такое конфликт?
Конфликт - (лат. conflictus – столкновение, разногласие, спор) – специфически художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей.
Содержанием любого конфликта является борьба между добром и злом, прекрасным и ужасным, истиной и ложью и т.д.
А можно, если это самое сложное в работе писателя, обойтись  без конфликта?
Можно и без КОНФЛИКТА, если Вы пишите рекламную статью или путеводитель по выставке… А в художественной литературе такой номер не пройдет. Так как КОНФЛИКТ является основным движком, который развивает сюжет.
Чем КОНФЛИКТ ярче, острее, драматичнее для главного героя, тем более симпатий         и переживаний, герой и, соответственно, произведение вызывает у читателя. А теперь еще раз прочитайте предыдущее предложение… Для тех, кто все равно не понял, поясняю. Сейчас был раскрыт основной секрет успешности Вашей книги.
Автор, умеющий довести КОНФЛИКТ до наивысшей точки накала, умеющий рисковать главным героем, доведя его до физического и эмоционального исступления, а затем элегантно и правдоподобно «вытащить» его из практически неразрешимой ситуации, это мастер остросюжетного жанра, который просто обречен на успех.
Как же достичь такого мастерства? Ответ прост – развивайте фантазию и логику. Фантазия понадобится для того, чтобы сначала «утопить» в море несчастий главного героя, а логика, чтобы потом «вытащить» его живым из самых ужасных злоключений, да так, чтобы читатель Вам поверил…
КОНФЛИКТ – это волшебный инструмент в руках писателя, главная задача для Вас - научиться им пользоваться.
Как же создать КОНФЛИКТ в произведении?
Вспомните, как создавая главного героя произведения, Вы прописывали его характеристику , одним из пунктов которой были – цели главного героя. Конфликт всегда завязан на противостоянии двух сил. Ваш герой хочет осуществить свои цели – ему мешают это сделать. Это основа КОНФЛИКТА.
А теперь небольшой пример:
Ваш герой – Петя, хороший парень, возвращаясь с работы, встретил в подворотне плохого парня Васю, и навалял ему по первое число. Вася, в больнице осознал, как был прав Петя, и решил стать хорошим парнем. Петя приходит навестить избитого Васю и они, обнявшись, становятся друзьями на всю жизнь. 
Не может такого быть! – возмутиться читатель и отложит книгу в сторону.
И правильно сделает, потому что любая фантазия должна быть ясной и понятной. А для этого автор должен донести до читателя: кто, за что и почему борется. У каждой противодействующей стороны должна быть конкретная цель, вынуждающая на борьбу. Эта цель должна быть не прихотью и не эмоцией, а жизненно важной задачей, не решив которую, невозможно существовать дальше!
И, если бы автор изначально правильно объяснил поступки Пети и Васи, их мотивацию и цели… То такой сюжет был бы воспринят, как само собой разумеющееся.
Следующий вопрос, волнующий многих начинающих авторов - когда должен появиться конфликт в книге? Это зависит только от автора. Главное, чтобы автор не заставил читателя слишком долго ждать, упиваясь описанием природы, мест, разговорами второстепенных героев…
Главная цель писателя - захватить внимание читающего с первой страницы и держать его в напряжении до конца книги. Это очень сложно, но виртуозно используя конфликт – возможно. Поэтому, если Вы обозначите конфликт в первой главе, и сможете его развить по всему сюжету – честь Вам, и хвала!
А для этого необходимо использовать правило -нарастание конфликтной ситуации. Если в-первой главе – Ваш герой понимает, что у него существуют враги, во-второй, получает письмо с угрозами, в-третьей, спасается от слежки, в-четвертой старается договориться мирным путем, в-пятой, у него крадут дочь… И так далее. Пример банальный, но понятный. КОНФЛИКТ должен развиваться, нарастая… Чтобы удержать внимание читателя, нужна постоянная динамика.
Все Ваши второстепенные персонажи должны так или иначе участвовать в КОНФЛИКТЕ. Но… главное лицо, после героя, в КОНФЛИКТЕ принадлежит, конечно, Антагонисту. Хотя, это вопрос спорный. Если Вы внимательно проанализируете знакомые Вам произведения, заострив внимание на том, кто ведет в КОНФЛИКТЕ основную партию.
Антагонист – это главный злодей в произведении, цели которого диаметрально противоречат целям главного героя. Антагонист -  конкретное лицо, персонаж совершающий конкретные поступки, идущие в разрез с интересами главного героя и идеи произведения.
Естественно, что главный злодей может быть неединственным злом, противостоящим главному герою. Это может быть целая банда, группировка, коллектив, клан, семья… Но! Во-всех этих сообществах должно быть доминирующее лицо, которое и выделяем, как антагониста.
Если в книге, на протяжении развертывания сюжета, главный герой сталкивается с различными злодеями, Вы должны придерживаться принципа возрастания зла. Вспомните сказку «Колобок». Сначала Колобок встречает: зайца, волка, медведя… Все хотят его съесть.
Угроза постепенно нарастает. Читатель находиться в постоянном напряжении, чего опытный писатель, и добивается. А когда накал страстей достигает наивысшей точки, используется следующий принцип:принцип неожиданности.
Для примера берем ту же сказку. Колобок встретил медведя. Это царь зверей, сильнее его нет, следовательно, читатель в праве ожидать, наступления кульминации. Но! Кроме силы существует хитрость, которую и олицетворяет лиса.
Пушистая и красивая, приветливая и обольстительная лиса, неожиданно становиться главным антагонистом. Финал получается неожиданным и поучительным. Детки, обычно, плачут, жалея хвастливого и незадачливого Колобка.
Выше приведенный пример наглядно демонстрирует, что совсем необязательно представлять читателю главного антагониста в первой главе, как абсолютное зло. Чем дольше продержите главного туза в рукаве, тем более захватывающим будет произведение.
Пусть читатель мучается, думает на кого угодно, сомневается… А когда антагонист скинет маску, под которой скрывался - это будет невероятным открытием!
А это я! Не ожидали?
Думаете, что такой прием можно использовать только в детективе? Зря. Представьте себе, как будет выглядеть финал в любовном романе, когда героиня, весь сюжет добивающаяся воссоединения со своим возлюбленным, уверенная, что их разлучают козни ревнивой соперницы – подруги героя, узнает, что их счастью противодействовала ее собственная мать?!
Неожиданно? Такой финал, или поворот действия, встряхнет интерес читателя.
А теперь рассмотрим подробнее личность антагониста. Каким он должен быть, чтобы вызвать необходимые чувства у читателя?
Вялый, тупой, дегенерат на эту роль не тянет. Вспомните, что наш главный герой всегда тащиться в хвосте, только отвечая и противодействуя изощренным козням антагониста. Выходит, что антагонист: умный, продвинутый, активный, целеустремленный, яркий… Что же это получается? Он собрал все положительные качества!
И вот тут к ним добавляем всего лишь два слова: умный, продвинутый, активный, целеустремленныйбеспринципный злодей.  О, победа над таким персонажем дорогого стоит. За нее стоит простить нашему главному герою простодушие, наивность, доверчивость…  Тем более, что к концу книги, герой кардинально меняется.
Главное: не забудьте наделить антагониста четкими целями и мотивами, которыми он руководствуется в борьбе с главным героем. Объяснение, что антагонист – просто плохой парень, здесь не потянет. Не будет умный человек, а злодей – умный человек, так изощряться, если ему, например, случайно наступили на ногу…
И так, мы рассмотрели вариант открытого конфликта: добра и зла. Но, конфликт может быть и закрытым, когда противодействующие друг другу силы не являются чистыми представителями какой-то определенной позиции. Мотивы борьбы могут быть настолько разнообразными…
Такие произведения вызывают у читателей наибольший интерес. Практически каждый человек в жизни, хоть раз оказывался в эпицентре борьбы не с выдуманным монстром, а, например, с коллегой, претендующим на освободившуюся должность. Или конкурировал с лучшим другом из-за внимания девушки…
И кроме того, не надо забывать еще один интересный способ развертывания сюжета, когда конфликт возникает на почве столкновение двух противоборствующих сторон личности. Такой конфликт называется - Внутренний конфликт.
Внутренний конфликт показывает Вашего героя, как сложную личность, в душе которого происходит борьба между принципами морали и жалостью, любовью и гордостью…Вариантов множество.
Какой конфликт предпочесть? В глубоком динамичном произведении найдётся место различным конфликтам, это только приблизит Вашу историю к жизни, сделает ее реальной и многогранной и подчеркнет мастерство автора.
Главное, что Вы не должны забыть – это логически завершить все конфликты. Завершить – это не значит поставить точку. Это значит, не бросить конфликт на пол пути и забыть про него к концу книги.
Основной конфликт должен пройти через все произведение. Локальные конфликты, могут использоваться для переходов от одной части к другой. Герой может остаться в конце произведения перед выбором. И тогда  читатель решит, какой конец будет у истории.
Но на такие финалы способны далеко не все авторы. Надо обладать великодушием и силой, чтобы отдать своего героя на растерзание толпе. Это шутка, но не конец темы: «Конфликт в произведении».

Статья взята с сайта "Литературная гостиная"
Автор: Елена Полярная

Дата написания: 18.10.18


Пока ничего нет, Обсудить

Другие публикации

Литературный конфликт



Оцените новость

Автор: Брокка
Аватар Брокка
Вернуться к новостям
Написать статью/новость
Меню